Экономика на три голоса
Страсти по зарплате и налогам
Перечислю: до 2800 рублей возросла минимальная заработная плата, которая составляет сегодня 85% прожиточного минимума; на 12% увеличилось количество дополнительных рабочих мест: задолженность по зарплате сократилась на 90 миллионов рублей. А что касается безработных, то по этому показателю Новосибирская область находится на самом последнем (в данном случае самом почетном) месте в Сибирском федеральном округе, что наглядно демонстрирует нашу экономическую успешность. 48 миллионов рублей выделено администрацией для субсидирования процентной ставки для покупки жилья бюджетниками. Но, пожалуй, нагляднее всего демонстрирует согласие между властью, работодателями и трудящимися отсутствие забастовок и трудовых споров. Ни одного «выяснения отношений» за весь 2005 год.
Одной из самых серьезных проблем была и остается задолженность по зарплате в сельской местности. 180 миллионов рублей, притом, что зарплаты на селе нищенские. На совете без стеснения было сказано, что работы Союза сельских товаропроизводителей в этом направлении не видно.
Еще одна из проблем, которую необходимо решать в ближайшее время, — нарушение трудового законодательства. Интересно, что очень большое количество нарушений в прошлом году зарегистрировано в бюджетной сфере: образовании и здравоохранении. Задержка выплаты денег при увольнении и отказ в выдаче трудовых книжек — самые из них распространенные. Василий Алексеевич Юрченко, новый координатор Совета, после ухода Александра Акимовича Беспаликова в областной Совет попросил подготовить ему список нарушений и нарушителей.
Завязавшаяся по поводу повышения зарплаты в 2006 году дискуссия сразу же выявила в проблеме несколько узких мест. Профсоюзы обратили внимание, что хотя зарплата в 2005 году выросла на 123%, учитывая рост инфляции, можно реально говорить лишь о ее повышении на 8,5%, что мало. Особенно, если учесть то, что при подсчете средней зарплаты в нее включаются оклады высокооплачиваемых менеджеров и руководителей предприятий.
В ответ руководители предприятий поставили вопрос о необходимости повышения производительности труда, которая и должна привести в конечном счете к повышению оплаты труда работников. Заодно поставим вопрос о необходимости снижения налога на землю, который в 2006 году, вполне возможно, вообще не позволит повысить зарплаты.
Хладнокровное вмешательство Василия Алексеевича Юрченко расставило все точки над i, успокоив закипевшие было страсти. Напомнив присутствующим, что земля в Новосибирске стоит дороже, чем в Кемерово и Томске, хотя бы только потому, что имеющаяся в Новосибирске инфраструктура «денег стоит». Да и сами сидящие в зале собственники земли и помещений в аренду свою собственность сдают отнюдь не за символическую плату. А следовательно, прекрасно знают, что почем. Впрочем, Василий Алексеевич не отказался от того, что часть ошибок при кадастровой оценке земель действительно была допущена. Но только часть! Добавив, что в заработной плате стоимость налога на землю максимально составляет 2%, а при очень хорошей работе менеджеров может составить и меньше 1%. Поэтому, если встает вопрос о серьезном влиянии налога на землю на величину зарплаты, нужно тут же говорить о неэффективной работе управляющего персонала и собственников предприятия.
Если говорить о будущем
А напоследок было решено подключить к борьбе с предпринимателями, отказывающимися платить своим работникам «белую» зарплату, общественное мнение. Пусть узнают имена «героев», у которых люди получают официально по 800 рублей! За рамками чистой конкуренции они чувствуют себя хорошо и уверенно. Возможно, их настроение изменится, когда окружающие будут отказываться иметь с ними дело, зная об их подпорченной репутации.
Второй вопрос заседания был полностью посвящен системе подготовки рабочих кадров для промышленности. Доклад Якова Яковлевича Боргено, возглавляющего много лет систему профессионального образования, вызвал множество вопросов.
Проблема подготовки будущих рабочих кадров — сегодня наиострейшая. Разрушив в 90-е годы идеологию, кадровую поэтапную замену рабочих кадров, нового создать не сумели. И это не вина профтехобразования — это его и наша беда. Одно из предложений, прозвучавшее на совете, — создание базового центра подготовки наиболее востребованных профессий (токари и фрезеровщики) с хорошей стипендией за счет заинтересованных работодателей, хорошей станочной базой, серьезнейшей системой подготовки. В общем, чтобы родители из благополучных семей спокойно отдавали своего ребенка в такую элитную систему подготовки рабочих кадров. Ведь не секрет, что сегодня профобразование играет огромную социальную роль, отвлекая детей из неблагополучных семей (а их все больше!) и детей-сирот от улицы, наркомании, преступной среды. Но детей из благополучных семей родители с такими друзьями знакомить не хотят.
Предложенный вариант отделения «черненьких» от «беленьких», честно говоря, никому из сидящих в зале по душе не пришелся. Но, с другой стороны, отмахнуться от проблемы, просто игнорируя ее и продолжая работать по старинке, невозможно. Старые кадры уходят на пенсию, и уже через пять лет встать к станку будет просто некому!
Вероятно, наилучшим выходом мог бы стать опыт училища № 62, базового для Новосибирского завода химконцентратов. Здесь и стипендии выплачивают, и практику оплачивают, и на работу выпускников берут, не требуя от них сразу же работы по 5-му разряду. На заводе прекрасно понимают, что хорошего токаря за три года в училище невозможно подготовить! А ведь часть детей, которых обучают в училище, это дети-сироты...
На заседании совета было решено подготовить программу (уточнение, прозвучавшее с места, — бизнес-план), которая бы дала возможность поэтапного решения проблемы подготовки рабочих кадров. Причем предусматривая эффективность каждого предложенного решения в штуках и рублях. А в основу положить совместные усилия.