Планы ближние и дальние
В свою очередь пятилетний план необходимо конкретизировать в текущих планах, которые, по мнению губернатора, надо разрабатывать на год и обязательно на два года. И планы на год и на два года — не изолированный, а тесно связанный между собой документ. Речь идет о постоянно существующем единстве в плановых документах.
Мы попросили академика Валерия Владимировича КУЛЕШОВА, директора Института экономики и промышленного производства СО РАН, прокомментировать «схему» планирования, предложенную губернатором области.
— Как известно, несколько месяцев назад, — сказал академик, — было обнародовано предложение президента страны о приоритетных национальных проектах. Это жилье, образование, здравоохранение и сельское хозяйство. В связи с этим мне показалось интересным проделать одну работу. Попытался изучить не содержание обозначенных проектов, потому что пока о них мало что известно, а механизм их реализации. Я выделил десять блоков, из которых интересовавший меня механизм складывается.
— Вы не могли бы их перечислить?
— Мог бы, конечно.
— Президент лично обозначил четыре национальных проекта. Далее он лично установил сроки их реализации — конец 2007 года, хотя, конечно, разворот работы по проектам будет гораздо долгосрочнее.
Своим указом Владимир Путин образовал Совет при президенте по реализации национальных проектов. В него вошли десять министров, девять губернаторов, четыре мэра больших городов, в том числе и наш Владимир Городецкий, двенадцать работников администрации президента...
Словом, солидная команда с большими правами и возможностями. Аналогичные, по сути, Советы начали формироваться и в различных субъектах Федерации.
Куратором блока национальных проектов стал бывший глава администрации президента, а теперь первый заместитель премьера Дмитрий Медведев. Министерство финансов оперативно выделило финансовые ресурсы. И, по мнению экспертов, такие ресурсы выделены впервые за весь постсоветский период. Сбербанк России взял небывалые кредиты — более одного миллиарда долларов.
Предполагается, что эти деньги пойдут в основном на развитие ипотеки. На работу по проектам задействована вся вертикаль власти. То есть полномочные представители, губернаторы, мэры и т. д. Иначе говоря, раскручивается весь бюрократический аппарат. Наконец, составлены сетевые графики выполнения работ по проектам, отрабатывается процедура проведения конкурсов для исполнителей мероприятий и ведется широкая пропаганда начатой большой работы в средствах массовой информации.
Если все это перечисление суммировать, то получается пять пунктов анализируемого механизма. Первое: политическая воля Президента России. Второе: к делу приобщены опытные и авторитетные управленцы и эксперты. Мобилизованы финансовые ресурсы. Задействованы вертикаль власти и система мониторинга, в том числе и в СМИ. Ожидаются также спонсорские и другие предложения со стороны бизнеса. Больше ничего уже не выдумаешь. Осталось ждать результата. Все подключено. Изучив все, сделал такой вывод: фактически это технология планирования, включая и функцию контроля. Так что наш губернатор совершенно прав, предлагая стратегический план развития, пятилетний и годичный-двухгодичный.
Сейчас предлагается, по существу, то, что во многом было и раньше. То есть целевые установки, называемые раньше задачами. Под них мобилизовывались все ресурсы. Мне кажется возвращение к прошлому совершенно справедливым и объективным. Это явный противовес либеральной экономике, принципы которой проявились у нас далеко не с лучшей стороны. Раньше горизонт планирования был в стране на самом деле двадцать лет.
— Мне казалось, что только на пять...
— Нет. Все задавала комплексная программа научно-технического прогресса. Грубо говоря, это и была плановая стратегия развития страны, о которой сейчас говорит Виктор Александрович. Она определяла перспективы развития на двадцать лет. И развития того, что сейчас называется инновационным процессом. Затем была генеральная схема развития производительных сил страны, которая тоже разрабатывалась примерно на 15 — 20 лет. Потом определялись основные направления социально-экономического развития. Лет на 10 — 15. И лишь после них шла пятилетка. А затем уже текущее или, скажем так, бытовое планирование. Так что я одобряю разбивку в планировании, предложенную губернатором. Наше слабое звено как раз в том, что нет системы планирования.
— Выходит, что некому планировать?
— А вы знаете, в общем так есть и в настоящее время.
— Похоже, что вы призываете к возврату Госплана...
— Нет, я к этому не призываю. Но в чем была особенность Госплана? Он занимался только планированием, а вокруг него существовала целая система исследовательских институтов. Они занимались так называемыми предплановыми исследованиями. А наше нынешнее Министерство экономического развития занимается всем, в том числе и планированием. У него набор функций намного больше, чем их было у Госплана, — от инфляции и зон особого экономического развития до вступления в ВТО. Не исключено, что придет очередь создания особого ведомства, которое будет действительно заниматься разработкой программ и планов социально-экономического развития на длительную перспективу.
— Валерий Владимирович! Как видно из доклада губернатора, Виктор Александрович совершенно не верит в возможности наших научных организаций продвигать даже «очевидные прогрессивные высокие технологии». Чем вы это объясните?
— Считаю, что и это утверждение и рассуждение губернатора совершенно справедливое. Если обратиться к прошлому, к советскому времени, то и тогда продвижение научно-технических разработок было очень трудным, порой мучительным. Хотя и произносились всякие высокие слова типа «наука — производительная сила». Но многое и делалось, прежде всего в плановом порядке. Все министерства, к примеру, имели свои планы внедрения. В них расписывалось, что нужно внедрять и в какой последовательности. Но того, чего хотелось, достигали редко и медленно.
— В итоге мы провалили научно-технический прогресс...
— Провалили. Но далеко не везде. Провалили мы его прежде всего в вычислительной технике, в информационных технологиях. Отстали здесь преимущественно из-за того, что пошли по пройденному другими пути. Хотя наши первые машины типа БЭСМ были вполне на мировом уровне. А затем принялись заимствовать и... отстали. И во многом другом отстали.
— В том числе и в производстве продовольственных товаров.
— Мы по ним всегда отставали от европейского уровня, вколачивая силы и средства преимущественно в оборонку. А продовольствие считалось вторым эшелоном, не более того. А о вкладывании научных разработок в этот второй эшелон и говорить нечего. Это уж я точно вам говорю.
Повороты в экономике требуют много времени и целенаправленных усилий. Прежде всего — политических усилий. И четкого, долгосрочного планирования. Совсем не случайно первая глава в докладе губернатора посвящена взаимодействию с обществом. То есть как раз политическим усилиям. И это правильно.
На снимке: Валерий Кулешов.