USD 106.1878 EUR 112.0200
 

Когда выхлопная труба дружит с законом




А потому, что появился некий повод для оптимизма. С комментарием в «Азбуке потребителей» мы пригласили сегодня выступить начальника отдела Новосибирского центра стандартизации и метрологии Наталью Валентиновну ГОРБУНОВУ.

— 12 октября минувшего года постановлением Правительства Российской Федерации утвержден первый технический регламент. Миссия регламента очевидна из названия: «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Ясно, что предназначение непривычного пока для россиян документа — решение одной из актуальнейших экологических проблем — защита окружающей нас среды от сегодняшнего обилия отработанных газов двигателей внутреннего сгорания и испарений топлива автомобильной техники, содержащих оксид углерода, углеводороды, оксиды азота и дисперсные частицы. А коль так, объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (то есть впервые изготовленная в РФ, а также ввозимая на ее таможенную территорию) и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания (в части выбросов), а также топливо для таких выбросов.

В зависимости от уровня выбросов регламент всю автомобильную технику — легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, а также изготовленную на их базе автомобильную технику специального назначения — разделил на пять экологических классов. Для каждого класса в соответствии с «Правилами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций» определены допускаемые уровни выбросов. Познакомиться с ними, а также с экологической классификацией, основными техническими требованиями к характеристикам топлива для автомобильной техники можно, просмотрев Приложения 2 и 3 к техническому регламенту. Они, как и текст регламента, опубликованы в «Российской газете», а также в 11-м номере специализированного издания «Вестник Госстандарта России».

Сделать это следует обязательно еще и потому, что через полгода со дня официальной публикации, то есть в апреле, технический регламент вступит в силу. К тому же введение экологической классификации транспортных средств предполагает использование ее в дальнейшем при определении размера платы за загрязнение, наносимое окружающей среде транспортными средствами, принадлежащими физическим и юридическим лицам.

И это неотвратимо, так как технический регламент имеет силу закона.

Последует ли за изменением нормативно-правовой базы динамика к лучшему — покажет время. Пока же, перелистав авторитетные специализированные издания, в частности, «Стандарты и качество», а также «Нефть России», мы получили такую картину.

В минувшем году российский парк легковых автомобилей насчитывал около 25 млн единиц, и, согласно статистике, их количество постоянно увеличивается на 0,9 — 1 млн машин в год. При этом доля автомобилей, отвечающих нормам Евро-0, составляет 90 %, Евро-1 — 5%, Евро-2 — 4% и Евро-3 — около 1%.

Очень незначительным остается в России и производство бензина высокого качества. Например, в 2004 году выработано 30,3 млн т автомобильных бензинов, в том числе АИ-80 (А-76) — 43,5%, АИ-92 — 44,8%, АИ-95 — 11,3% и АИ-98 — 0,4%. Сегодня спрос на автомобильный бензин высокого качества превышает предложение. Кроме этого, существует еще и экологическая проблема — до сих пор в России на автотранспорте применяется бензин, соответствующий Евро-0. В конце 2004 года Московское правительство приняло постановление о переводе городского автотранспорта на топливо, отвечающее требованиям Евро-3. Подобный проект закона обсуждается и в Государственной думе.

Примечательно: более десяти лет назад автомобильные компании США, Японии, государств ЕС и ряда других стран мира полностью перешли на выпуск автомобилей нового поколения с применением систем нейтрализации отработавших газов, электронного управления двигателем и бортовой компьютерной диагностики. Современные машины обеспечивают практически нулевой уровень токсичности отработавших газов и имеют высокую топливную экономичность. Однако их надежная эксплуатация возможна только на высококачественных моторных топливах.

В России, по мнению специалистов, увеличение производства моторного топлива, отвечающего европейским нормам, требует существенного изменения технологии и сопряжено со значительными затратами. Но тем не менее ситуация не безысходна.

Надежная эксплуатация и предотвращение увеличения вредных выбросов автомобильным транспортом обеспечиваются также благодаря использованию в моторных топливах моющих и многофункциональных присадок, улучшающих эксплуатационные и экологические свойства. Применение современных моющих присадок обеспечивает уменьшение отложений в топливной системе в среднем на 60 — 70%, сокращение расхода топлива — на 3 — 5%, снижение содержания СО и углеводородов в отработавших газах — на 50 — 60%, (NO)x — на 20%.

Моющие присадки широко применяются в странах Западной Европы, а в США с 1996 года их добавление в автомобильные бензины является обязательным. В России также имеется опыт разработки моющих присадок.

Так что к весне готовьтесь зимой, и счастливого пути!