Есть вещи поважнее денег…
«Предоставлено некоммерческим партнёрством «Сибирское культурное наследие», — гласили маленькие таблички рядом с названиями работ.
Нас это заинтересовало. Мы навели справки. И вот на вопросы нашего корреспондента отвечает председатель этой, недавно созданной по его же инициативе, организации Евгений ПРОКОПОВ.
— Евгений Васильевич, наши читатели много лет знают вас как автора опубликованных в «Советской Сибири» рассказов, очерков, статей. Последние, как правило, были посвящены творчеству новосибирских художников. Что такое некоммерческое партнерство? И зачем вам, человеку занятому, какие-то дополнительные хлопоты? Что это — хобби, прихоть, расчёт?
— Ни то, ни другое, ни третье. Скорее всего, долг. Долг в духовном смысле сыновний — перед нашими великолепными новосибирскими художниками старшего поколения, счастьем знакомства с которыми меня так щедро одарила судьба. Случилось так, что обыкновенные отношения коллекционера и художников перерастали в более тесные и доверительные. Долгие наши беседы, разговоры, монологи, пояснения, комментарии, воспоминания были так глубоки, интересны и познавательны, что стали одной из драгоценнейших составляющих моей собственной жизни. Слава Богу, хватило у меня ума записывать по свежей памяти многое из услышанного. Со временем пришло осознание необходимости донести до других людей то, что узнал, что услышал.
Еще момент: время безжалостно, мастера уходят, творческое наследие их распыляется, исчезает из доступного культурного обихода, а подчас после их смерти и вовсе гибнет. В том числе и от равнодушия окружающих. Реалии же нынешней рыночно-бездушной жизни также усугубляют забвение.
— Многим кажется, что культура — не самое главное…
— Людей с подобной точкой зрения можно понять: в круговерти суматошной жизни, в бестолковости бесконечных реформ и преобразований легко потерять нравственные ориентиры… Мы, наше партнерство, естественно, не претендуем на что-то исключительное, не ставим каких-то глобальных целей, отвлечённых задач. Всё конкретно. Главное сейчас, если говорить коротко, это найти, собрать, сохранить, описать объекты культурного наследия. Те, которые рядом, с которыми свела судьба. А уже потом, по возможности, возвращение их в культурный обиход, издание книг, каталогов, участие сохраненных произведений в экспозициях.
Да, времени не хватает. Но как подумаешь: кто, если не ты?
Кто напишет и издаст сборник статей об Иване Васильевиче Титкове, чьё столетие недавно отмечалось? Кто организует во Вьюнах Колыванского района музей Павла Поротникова?
Кто напишет и издаст книгу о новосибирских художниках старшего поколения, чьё творчество так старательно замалчивается иными небескорыстными искусствоведами и нынешними скороспелыми «гениями»?.. Вот, кстати, одновременно и план нашей работы и самые смелые мечтания.
— А как относятся близкие к вашим некоммерческим пристрастиям в наш коммерциализованный век?
— С пониманием. За что я им признателен сверх всякой меры. Кроме того, они и сами участвуют в делах партнёрства. Младший сын, студент-«технарь», разрабатывает веб-сайт, страницу в интернете. Старший — выпускник бизнес-факультета, консультирует по современным методам арт-бизнеса (тема его дипломной работы по социальному менеджменту и прикладной социологии — переплетается с некоторыми проблемами становления партнёрства). На плечи супруги легли переговоры, переписка, ведение документации, упорядочение архивов. Такой вот «семейный подряд» на общественных началах. Вместе осилим. Есть вещи поважнее денег.
— В городе вам идут навстречу в начинаниях?
— Есть договорённости с несколькими новосибирскими коллекционерами о предоставлении к экспозиции на выставках их «сокровищ» и даже об уступке за символическую цену их коллекций, о передаче их в общественное пользование. Дорогу осилит идущий. Надо начинать, надо делать то, что в наших силах.
На снимке: Е. В. Прокопов (слева) беседует с художником В. К. Чебановым.