Реальному сектору экономики нужны рабочие, а не менеджеры
Как откликается связка «школа-колледж-вуз» на потребности рынка труда региона и страны?
Из 25 тысяч вакансий, открытых для новосибирцев, треть предложений — работа в промышленности. Там и зарплаты, и социальные гарантии. Туда стоит профессионально ориентироваться молодежи. Но как разобраться, правильно ли уже в школе выбирать для себя жизненный путь?
Вместе с министром образования Новосибирской области Марией Жафяровой разбираемся в непростых вопросах, собираем воедино и по возможности сжато все, что уже работает: спецклассы, образовательные кластеры, трудоустройство.
— Мария Наильевна, в регионе созданы сотни спецклассов, они оправдывают себя?
— Я напомню, проект развития сети специализированных классов естественно-научного, математического и инженерного направлений реализуется в Новосибирской области с 2010 года В его основе лежит опыт специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) НГУ: проектная и исследовательская деятельность под руководством наставников из числа специалистов вузов, академических институтов, предприятий.
Особенность программ — не только в углубленном изучении профильных предметов, но и во включении практико-ориентированных междисциплинарных курсов, чтобы ребята в будущем умели решать смежные или комплексные производственные задачи, какую бы профессию они ни выбрали. Классы делятся не только на подгруппы по профильным предметам, но и на спецкурсы. Их перечень разнообразен: робототехника, 3D-моделирование и прототипирование, инженерная графика, бионика, резка и сварка металлов, моделирование и конструирование, фармацевтическая химия и другие.
В 2025/2026 учебном году в Новосибирской области функционирует 319 спецклассов: 169 инженерных, 32 естественно-научных, 23 математических, 22 кадетских, 9 педагогических, 41 медицинский, 23 авиастроительных. Последние действуют относительно недавно, но уже зарекомендовали себя как актуальные и востребованные.
Мы регулярно анализируем достижения и компетенции учащихся спецклассов и отмечаем высокую эффективность подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, профориентационной работы. Большинство выпускников поступают в вузы в соответствии со своим профилем специализации, причем именно в вузы Новосибирской области. Проект поддерживается губернатором Новосибирской области Андреем Александровичем Травниковым и будет продолжаться на территории региона в дальнейшем.
— Трансформируется ли подход к обучению в условиях быстро меняющегося рынка труда?

Фото: Андрей Заржецкий
— Сегодня мы выстраиваем систему образования так, чтобы она была максимально гибкой и ориентированной на реальный рынок труда. Кстати, инновационных трендов много. Например, цифровизация. Современные онлайн-платформы для абитуриентов и студентов: можно подавать заявления в приемную комиссию, заключать целевые договоры, обучаться и проходить сертификацию.
Второе ключевое направление — это развитие партнерств между колледжами и работодателями. Практика и стажировка для студентов помогает лучше подготовиться к реальной рабочей среде и быстрее интегрироваться в рынок труда. К примеру, в Новосибирском колледже электроники и вычислительной техники есть учебно-производственный комплекс, где студенты выполняют изделия по заказу завода полупроводниковых приборов «Восток» и имеют реальную возможность заработать порядка 80 тысяч рублей в месяц, совмещая это с учебой.
Наши студенты активно заключают целевые договоры с работодателями, и мы можем гордиться тем, что Новосибирская область вошла в топ-5 регионов России по росту числа предложений о трудоустройстве на платформе «Работа в России» и заняла первое место по увеличению доли целевых договоров. Это прямое подтверждение эффективности нашей модели взаимодействия образования и бизнеса.
Отдельно стоит отметить федеральный проект «Профессионалитет», который стал флагманским для развития системы среднего профессионального образования и направлен на удовлетворение кадровых потребностей регионов. В 2023 году Новосибирская область вступила в проект и на данный момент создано три образовательно-производственных кластера, а в 2026 году будет открыто еще шесть. Проект расширяет взаимодействие колледжей и школ с предприятиями реального сектора экономики, студенты заключают договоры целевого обучения, и по окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятиях — участниках кластера. Плановый показатель трудоустройства выпускников по проекту — 85 процентов.
Особого внимания заслуживает проект «Стартап как диплом», который становится все более востребованным среди студентов новосибирских вузов. Его суть — в возможности защитить выпускную квалификационную работу в формате собственного предпринимательского проекта. И, надо сказать, университеты региона активно подключаются к этой инициативе: студенты получают поддержку менторов, экспертов и представителей компаний, а лучшие стартапы находят применение в реальном секторе экономики. В прошлом году от Новосибирской области было подано более 30 заявок от студентов вузов, а проект студентки архитектурно-строительного университета вошел в топ-50 проектов страны.
— Какие направления показывают наибольший процент трудоустройства?
— В каждом колледже и вузе действуют центры содействия трудоустройству, которые сопровождают выпускников от практики до первого рабочего места.
Мы активно сотрудничаем с предприятиями и ассоциациями промышленников, организовываем производственные практики, оплачиваемые стажировки, экскурсии на предприятия, заключаем договоры целевого обучения. В 2025 году трудоустроены 65 процентов выпускников вузов и почти 80 процентов выпускников колледжей, из них большинство работают по полученной профессии. На сегодняшний день в региональном банке вакансий около 25 тысяч предложений работы. Наибольшее число работников, по-прежнему, требуется в промышленности — это 30 процентов от общей кадровой потребности.
Сохраняется дефицит сотрудников в организациях здравоохранения, строительства, образования, торговли, сельского хозяйства и транспорта. В отраслях реального сектора специалисты рабочих профессий востребованы в большей степени, чем специалисты с высшим образованием. Так, в сфере транспорта доля рабочих профессий составляет 85 процентов, в сельском хозяйстве — 87 процентов, в строительстве — 94 процента.
В большей степени среди специалистов высшего уровня квалификации востребованы инженеры, учителя, воспитатели, врачи, фельдшеры, менеджеры, бухгалтеры; среди специалистов среднего уровня квалификации — медицинские сестры, швеи, повара, водители; квалифицированные рабочие — слесари, монтажники, штукатуры, электромонтеры, трактористы, электрогазосварщики, арматурщики, станочники.
Менее всего востребованы сегодня экономисты, юристы и менеджеры.
Так что да, думать о будущей профессии и планировать свой жизненный путь имеет смысл со школьной скамьи, вбирая в себя максимум знаний, пользуясь колоссальным опытом наставников и педагогов, используя все возможности образовательной системы. Конечно, есть вероятность, что вектор интересов поменяется, но с уже накопленным багажом приобрести не одну, а парочку профессий не составит труда. Как говорится, будь готов. Успеха!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, обращаясь к «золотым надеждам России» — выпускникам 2025 года, получившим школьный аттестат с отличием, отметил, что старая поговорка «Век живи — век учись» как нельзя лучше подходит к современной жизни:
— Первое десятилетие этого длинного, насыщенного века, постоянного обучения, самосовершенствования вы прошли очень достойно. Наверное, экзаменационное волнение еще не до конца спало, но вы полны уверенности в своих силах, полны хорошими ожиданиями, готовы к старту следующего этапа. Хочется пожелать, чтобы вот это чувство уверенности, успеха вас никогда не покидало, чтобы вы помнили, что смелость и упорство помогает брать города и взбираться на самые крутые вершины. Система образования Новосибирской области — одна из лучших в стране, и в том числе вы доказываете это.
АКТУАЛЬНО
EUR 91.2066 