USD 81.6549 EUR 94.7543
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Крепкие объятья сибирского подиума

Алёна КОВРОВА
Белорусская арт-неделя в Новосибирске завершается сегодня, 22 октября. На последние встречи можно попасть и онлайн через ссылки в соцсетях  Новосибирского центра белорусской культуры. Фото: Андрей Заржецкий
Белорусская арт-неделя в Новосибирске завершается сегодня, 22 октября. На последние встречи можно попасть и онлайн через ссылки в соцсетях Новосибирского центра белорусской культуры. Фото: Андрей Заржецкий

Зарубежный дизайнер назвал Новосибирск городом для творческих людей и ярких красок

«Выйдя из вагона метро, я услышал стук каблуков по платформе и сильно удивился. Как? Как она сейчас вый­дет на улицу на шпильках, там же снег и лед?» — делится впечатлениями от очередного визита в Новосибирск молодой белорусский модельер Никита Захарчук. В нашем городе он в четвертый раз, но копилка эмоций постоянно пополняется.

Образ столицы Сибири у Никиты сформировался «морозный и солнечный», наверное, потому, что приезжает наш белорусский гость всегда глубокой осенью — именно в это время проходит знаменитый международный конкурс «Сибирский кутюрье». В этот раз дизайнер приехал из Витебска уже не один, а со своей студенткой — она стала участницей модного соревнования в Новосибирске.

Нашему собеседнику выпала почетная миссия открыть Белорусскую арт-неделю в Доме национальных культур имени Г.Д. Заволокина выступ­лением на тему «Белорусский костюм как источник вдохновения дизайнера-модельера».

Идеи из «челночного» прошлого

В широких джинсах, высоких кроссовках и галстуке на обнаженной шее поверх рубашки, верхние пуговицы которой расстегнуты, он вышел к зрителям и представился: «Я старший преподаватель кафедры дизайна и моды, заместитель декана факультета дизайна Витебского государственного технологического университета Республики Беларусь».

Скромно и очень душевно Никита начал рассказывать о буднях модельера и о том, как рождаются коллекции. На экране — презентация: платья, юбки, брюки, головные уборы на моделях разных весовых и возрастных категорий.

Первая коллекция Никиты «Милый образ» была создана по мотивам белорусского костюма. В ней, как объясняет молодой дизайнер, заложен гео­метрический крой. Она сделана муляжным методом — это когда берутся кусочки ткани, иголки и все накалывается на манекен.

— На первом курсе университета это было, — рассказывает он. — Шить, конструировать и моделировать я тогда умел еще недостаточно хорошо, делал по интуиции, а преподаватели оценивали. Потом коллекция участвовала в большом количестве конкурсов и занимала второе место.

042-18-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Дальше — коллекция «Девушки», в которой Никита решал задачу создания образов и шитья без остатков ткани или ремоделирования. В итоге после презентации работы примененную технологию взяли на вооружение на известном белорусском предприятии по пошиву одежды.

Это больше, чем дизайн, говорит Никита Захарчук. И у него такая коллекция есть — дипломная работа, выполненная с благодарностью всем женщинам, которые направляли парня в жизни и учили чему-то хорошему. Среди них его бабушка Яна. Собственно, коллекция так и называется — «Яна». Она выполнена в черно-белой цветовой гамме с большим количеством геометрических принтов. Черное пальто символизировало сумку челнока, с которой бабушка ездила в Россию, а платья в белый горох — вещи, которые в ней лежали. Никита помнит, что в 2010-х текстильных изделий «в горох» было очень много.

Среди достижений молодого дизайнера и преподавателя — разработка нового материала. В магистратуре он изучил строение современного ткацкого станка и предложил замедлить скорость выпускных валов. Это позволило получить материал лен-вискозу, который садился не на четыре, а на два процента после прядения.

Здесь платья не режут, здесь птички поют

— В новосибирском метро я перепутал станции и в итоге ездил чуть дольше, чем планировал. Было около пяти вечера, людей в вагонах и на перронах много. Успел посмотреть, во что одеты сибиряки, и понял: тут мало цвета, все в серой гамме. Новосибирск у меня ассоциируется с морозной и очень солнечной погодой, такой, в которой позитивные яркие краски уместны и очень нужны. Кстати, я и сам в метро был в черной куртке, черных штанах, но в зеленом шарфе, — смеется в разговоре Никита Захарчук.

Он вырос в обычной семье, где мама — бухгалтер, папа — инженер. Разворот в сторону мира моды произошел незаметно, когда в дом принесли журналы, на которых было написано имя Валентина Юдашкина.

042-18-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Спросил у мамы, кто это, и она сказала — модельер, так все и завертелось, — вспоминает молодой дизайнер. — В медиа­пространстве стали появляться какие-то шоу, связанные с топ-моделями, показывали Вячеслава Зайцева. Затем моя бабушка начала возить в Екатеринбург белорусские швейные изделия и трикотаж. Я смотрел, что она берет с собой. В восьмом классе выбрал Витебский технологический университет для поступления и начал готовиться, — говорит Никита.

Россия и Беларусь, по наблюдениям модельера-преподавателя, отличаются в «модных» вопросах. Влияет на это в первую очередь климат: в рес­публике он мягкий, в Сибири — сезонно-суровый, отсюда многослойность против легкости. А еще в России популярна национальная повестка в костюмах, тогда как в Беларуси национальный костюм скорее экспонат выставок и музеев.

Кстати, большое значение в формировании модного фона играют предприятия легкой промышленности, которые в республике активно развиваются и нацелены на импортозамещение, а соответственно, и современные тренды в линейках одежды.

Что носить

У Никиты Захарчука в копилке несколько коллекций, и, кажется, логичным было бы стремление покорять мировые подиумы. Планы у парня и в самом деле грандиозные, но связаны они с... образованием.

В будущем он мечтает стать ректором самого модного вуза своей страны, где сегодня преподает. Кстати, среди его воспитанников немало талантливой молодежи, и, может быть, однажды кто-то из них займет достойное место среди именитых модельеров. А пока Никита отмечает, что модные течения по-прежнему в руках законодателей индустрии и мировых брендов. Отметим, что из современных дизайнеров Никите нравится Дэниел Розберри, работающий на французский модный дом Эльзы Скиа­парелли.

На вопрос, что будет популярно этой зимой, гость ответил — клетка, потому что графические рисунки, силуэты цикличны. В следующем сезоне на волне будет полоска.

— Но стоит отметить, что последние лет пять самый главный тренд — подчеркивать свою индивидуальность, экспериментировать, чтобы прий­ти к своему идеалу, к лучшей версии себя, — отметил Никита Захарчук.

Гость из Беларуси вспоминает, как в первый раз ехал в Новосибирск с опаской. «У нас за кулисами (модного показа. — Прим. ред.) и до драки может дойти, и порезать платья могут. А здесь атмосфера добрая, позитивная. Я искал подвох, ждал, что подставят, но нет. Я не люблю большие города, но в Новосибирске мне спокойно — иду по улице и наслаждаюсь пением птиц, а на конкурсе радуюсь здоровой конкуренции. Мне кажется, это город для творческих людей, — улыбнулся наш визави.

МНЕНИЕ
Никита Захарчук:
— Концепций много, и источники вдохновения могут быть самые разные — детский рисунок или тот же белорусский костюм. Самое же сложное — это трансляция через костюм личной истории.

КОММЕНТАРИЙ
Галина Корнилова, гость мастер-класса и новосибирский дизайнер:
— Два года назад я защитила магистерскую диссертацию в нашем РГУ им. А.Н. Косыгина. С выпускной коллекцией я участвовала в «Сибирском кутюрье», где и познакомилась с Никитой Захарчуком. Он уже тогда завое­вывал награды, а я об этом только мечтала. Сегодня его лекция была полезной. Считаю, что в модном отношении в нашем городе все прекрасно. Наши выпускники устраивают показы высокого уровня, формируют тенденции — чтобы их увидеть, нужно посещать все мероприятия, связанные с модой. У нас по центральным улицам, по Красному проспекту ходят модники и модницы. Что касается трендов сезона, мне кажется, этой зимой актуально пальто-кокон, пальто-халат — мягкие плечи, зауженный низ. Такой окутывающий, согревающий силуэт.