Должна быть повешена

В редакции «Советской Сибири» развернула «меха» старинная фотокамера…
Мария Лебедь и Сергей Хмелевский появились в редакции с большим багажом и штативами наперевес.
С «бойцами» широкоформатной ретрофотографии мы познакомились на «Библионочи-2025». Точнее, с работами одного из них — Сергея Хмелевского, выставленными на стенде «Фотосушки». Это такая акция, когда выбираешь любой понравившийся снимок любого новосибирского фотографа с условием, что напишешь ему в Сети, чем обусловлен выбор.
Черно-белая фотография привлекла тем, что мы сейчас называем «старой школой», олдскульностью: постановка света, сюжет, настоящая фотобумага. Это произведение сразу захотелось повесить на стену в красивой раме.
Можем повторить
Комментарий к фото я оставила в ВК-аккаунте человека под ником Жора Полароид. «Фотография должна быть напечатана, обрамлена и повешена на самое видное место, тогда это фотография» — манифест автора на страничке. Через несколько дней Жора, а на самом деле Сергей, вместе с единомышленницей Марией Лебедь, которая и представляла в библиотеке «Фотосушку», были у нас на Римского-Корсакова. Ребят живо интересовал наш редакционный архив, особенно снимки из далекого вчера, в первую очередь те, которых коснулась рука типографского ретушера.
Сергей Хмелевский с восторгом разглядывал раритеты, заметив: «Здорово встретить людей, которые бережно хранят и ценят такие вещи». Мария предлагает повторить опыт наших коллег из прошлого века.
Фото: Анна Швагирь
Для Сергея фотография — творческое хобби. Он по профессии — экономист. Ничто не предвещало столь плотного погружения в тему, хотя когда-то занимался в фотокружке. «Все началось с маленькой пленочки, а через пять месяцев переросло» в редкое по нынешним меркам хобби. Наш собеседник старательно оттачивает мастерство. В основе — желание творить. Сергей педантичен, это ощущается и в упаковке его инструмента, подготовке камеры, в его работах на столе в редакции.
Раритетный чемодан с обитыми металлическими скобами уголками служит кофром для широкоформатной камеры «Кодак» — такой, какую многие видели только на картинках. Цифровая эпоха готова отправить на свалку истории все аналоговое. Но нет.
Камера громоздкая, пробуем на вес — такую таскать тяжело. 12 кг! — камера, футляр-чемодан, объектив, кассеты. И с ней наши гости три раза в год выходят на улицы города, чтобы запечатлеть очередной фотопроект. Горожан вид аппарата — по сути, музейная вещь! — и процесс съемки завораживают, это почти что аттракцион. Но не все способны оценить прелесть полученного спустя почти месяц-два фото в элегантном оформлении — с паспарту и рамой. Между тем такое приобретение довольно дорогое в плане исполнения: в совокупности расходы на один экземпляр могут составить до 2,5 тысячи рублей, но еще большая ценность снимка — в редкой технологии изготовления.
Надо отметить, что арсенал ретрофотографа, по скромным подсчетам, тянет на четверть миллиона. Одна раритетная камера сейчас обойдется любителю примерно в 200 тысяч. К счастью, современное фотооборудование можно приспособить к исторической технике. Тот же объектив или штатив.
В Новосибирске умеющих обращаться с ретротехникой фотографов — по пальцам одной руки пересчитать.
Нажимай нежно
Создание снимка такого рода, как правильно заметили наши герои, — целый ритуал: установка аппарата, наклон камеры, выстраивание света, фокусировка, точный расчет экспозиции. Модель должна сидеть, как посадили. Положение головы и тела «фиксирует» специальное приспособление. Подобные, но более сложные — с креплениями для руки и тела, кстати, когда-то использовали для посадки в качестве модели умершего человека. Да-с, последний кадр с усопшей бабушкой в окружении семейства…
Фотоэкспонометром измеряется яркость или освещенность снимаемых объектов при вычислении корректной фотоэкспозиции. Фото: Иван Щетинин
Наша подготовка занимает минут двадцать. Кадр сложился, гражданам снимающимся нужно замереть. Чтобы нажать кнопку, мастер выныривает из-под таинственной черной «простыни». Щелк. Пошла секунда: раз, два, три… Теперь расслабились.
— Это медленная фотография, — объясняет Мария. — Ты продумываешь каждый кадр, потому что ошибка может стоить уникального момента.
Если кадр не удастся, прощай одна из сторон кассеты. С собой у фотографа несколько готовых. Обычно на одну кассету делается два дубля. В день нашей съемки ребята прихватили шесть кассет. Использовать одну из них доверили автору этих строк. Что сказать, волнительно. Нажать нужно очень плавно, можно сказать, нежно. Насколько новичок справился, покажет проявка.
Остановись, мгновенье
Сергей говорит, что широкий формат — это еще и особенная эстетика, которую сложно повторить цифровыми методами. Трудно не согласиться. Уже весь антураж действа напитывает комнату атмосферой старины… рука так и тянется поправить вуаль на несуществующей шляпе…
Примеры завершенных фотографий в разном стиле наши гости принесли с собой — любой кадр достоин стать эксклюзивным подарком. Но нам Сергей обещал персональные — с текущей фотосессии. Ждем-с. Фото: анна Швагирь
Почему ребята этим занимаются? Говорят, чтобы поймать прекрасное мгновение жизни. Так, как это делали фотографы 100 лет назад — с трепетом и уважением к процессу.
– У меня есть два фотографа, которых я, скажем так, идеализирую: Энсел Адамс, пейзажный, считается гуру американской классической фотографии, и Хельмут Ньютон, фешен-фотограф 1960–1970-х, — делится Сергей.
Делать свое хобби профессией наш гость не хочет. На самом деле, в Новосибирске спрос на такие фото невысок, в Москве — да, ходят на фотосессии семьями. Для сибиряков это пока экзотика, аттракцион.
Сергей вспоминает, как приехал с камерой на день рождения к друзьям и стал популярнее местного тамады. А потом на память о событии еще и вручил портреты. Это не «скорострельные» цифровые снимки в ленте соцсетей, конкретная весомая «карточка». Ее напечатают лишь однажды, она уникальна. Как подчеркивает Мария Лебедь, «каждый кадр, который сделан на большой формат, остается не только напечатанным».
Такому произведению фотоискусства место в раме на стене. Или в фотоальбоме — хорошем, толстом, в солидном переплете. Чтобы из поколения в поколение передавать дорогие мгновения семейной истории.
АКТУАЛЬНО


