USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Придумать свою комнату или дом...

Наталья ИВАНОВА
14-летняя подопечная социально-реабилитационного центра «Снегири» под присмотром наставника испекла печенье из песочного теста. Таким образом она получает навыки ведения домашнего хозяйства. Фото: mtsr.nso.ru
14-летняя подопечная социально-реабилитационного центра «Снегири» под присмотром наставника испекла печенье из песочного теста. Таким образом она получает навыки ведения домашнего хозяйства. Фото: mtsr.nso.ru

Каждый год в регионе снимают с учёта порядка 30 процентов сложных ребят

Не все из детей, проживающих в регионе, воспитываются в благополучных семьях и адаптируются в обществе. Некоторые из них нарушают закон, могут употреблять алкоголь, наркотики или другие запрещенные вещества. К счастью, вернуть им положительные ориентиры в жизни готовы неравнодушные специалисты-практики.

Двое подростков 14 и 15 лет с увлечением работают за компьютерами. Они осваивают программу — графический редактор под руководством педагога дополнительного образования социально-реабилитационного центра «Снегири» Татьяны Хайровой. Юным посетителям ее курса, как правило, нравится развивать свои дизайнерские способности, создавая интерьеры комнат и домов, где они могли бы жить сами.

Эффект присутствия в профессии

А еще в компьютерном классе есть шлемы виртуальной реальности с полным погружением и видом на 360 градусов. Надев их, ребята могут побывать на производствах онлайн, составить представление о самых разных профессиях и даже получить навыки вождения автомобиля. Для малышей предусмотрено посещение виртуального зоопарка и выставок.

Бывают случаи, когда в силу каких-то обстоятельств восьмилетние дети не умеют читать и писать. На уроках компьютерной грамотности им приходится взаимодействовать с клавиатурой. Так или иначе, но хотя бы алфавит здесь выучишь. А тем, у кого трудности с математикой, на выручку приходит общеизвестная программа для работы с таблицами. Она устроена так, что без расчетов не обойтись.

В комнату социальной реа­билитации ребята приходят на уроки кулинарии. Приготовленные блюда не только дегустируют сами, но и угощают воспитателей, товарищей. Огурцы, помидоры и зелень выращивают здесь же — в теп­лице и на огороде, расположенных на прилегающей территории.

Например, 14-летняя Оксана (имя изменено — прим. авт.) в центре «Снегири» живет несколько месяцев. Она постоянно посещает уроки кулинарии, знает рецепты наизусть, помогает учиться готовить младшим. У нее настолько все хорошо получается, что наставники характеризуют девушку не иначе как «настоящая хозяйка». В свою очередь, Оксане нравятся комфортные условия и доброжелательное отношение персонала к своим подопечным.

Улучшать навыки общения, усваивать правила поведения в социуме, развиваться интеллектуально, физически воспитанники центра могут и через другие, не менее эффективные обучающие модули. Это столярное дело, робототехника, швейная мастерская, радиостудия и другие занятия.

Вернуть к обычной жизни

При содействии министерства труда и социального развития Новосибирской области центр «Снегири» старается вернуть к обычной жизни несовершеннолетних, о которых практически или совсем не заботятся родители, а также детей, чьи семьи оказались в трудной ситуации.

На индивидуальных консультациях, тренингах, групповых занятиях сотрудники помогают подросткам развить нужные навыки, чтобы адаптироваться в обществе. Учреждение рассчитано на 60 мест, реабилитацию каждый год проходят 300 ребят.

Есть среди воспитанников и те, кто страдает зависимостями или преступил закон. Директор центра «Снегири» Елена Леонова рассказала, что в учреждение поступают ребята, которые совершили административный проступок, например мелкую кражу, или преступление, но в силу свое­го возраста избежали привлечения к уголовной ответственности. На реабилитацию принимаются дети с различными отклонениями в поведении. Некоторые из подопечных центра самовольно уходят из дома, стоят на различных видах учета, в том числе в подразделениях по делам несовершеннолетних в полиции.

Таких ребят приучают соблюдать общепринятый порядок в обществе через реализацию сразу нескольких познавательных проектов. Кроме «Виртуального мира», «Азбуки быта», «Детского радио», действуют «Мы готовимся к школе» и «Дорогою добра». По линии программы «Держись, рекорды» дети приобщаются к занятиям физической культурой, у них формируется потребность бережно относиться к себе, вести здоровый образ жизни.

Не допустить повторения

В рамках отлично зарекомендовавшей себя «Линии жизни», опыт которой перенимают и в других российских регионах, творческую, спортивную и трудовую реабилитацию проходят дети, вступившие в конфликт с законом. Целью поставлено не допускать повторений.

Особенно популярно у таких воспитанников направление «Первая высота», подразу­мевающее патриотическое, спортивное и трудовое воспитание. Ребятам нравится ходить в туристические походы; общаясь с опытными наставниками, они получают знания и о своей малой родине.

Внедряются новые программы. К концу текущего года планируется открыть учебный модуль «Автодело». События особенно ждут воспитанники подросткового возраста.

Коллектив социально-реабилитационного центра старается, чтобы так называемые трудные дети как можно меньше попадали в интернаты, а значит, нужно наладить позитивный диалог с родителями. В поддержке специалистов и психолого-педагогической помощи, как правило, нуждаются те, кто намерен или уже восстановил свои права на ребенка. В рамках «Школы осознанного родительства» семьям предоставляются юридические, медико-социальные, психолого-педагогические услуги, консультации, практические советы.

Для гармоничного развития

В Новосибирской области проживает более 600 тысяч детей. Условия у всех разные, поэтому социальные службы региона напрямую заинтересованы в том, чтобы создать благополучную ситуацию для их воспитания и развития.

Так, в 2012 году по заказу министерства труда и социального развития Новосибирской области центр «Снегири» и благотворительный фонд «Солнечный город» разработали онлайн-курс «Школа замещающих родителей». Программу составляли специалисты-практики. Лекции читали квалифицированные юристы, врачи, психологи, у которых есть опыт сопровождения детей и родителей. С 2021 года курс разделен на две части, одну из которых желающим принять ребенка в семью предлагается пройти офлайн.

Кроме того, для детей создаются терапевтические кабинеты, профи-парки, профориентационные центры и многое другое. Практически во всех образовательных организациях, в том числе загородных лагерях отдыха и оздоровления, действуют психологические центры. За последнее время внедрено более 150 программ и технологий, позволяющих повысить качество жизни семей с детьми.

Профилактика даёт результаты

Особое внимание требуется детям, которые нарушают закон, употребляют алкоголь, наркотики или имеют другие зависимости.

037-05-02.jpg

— Для социализации и реабилитации такой категории детей очень востребованы открытые пространства. Это центры, ориентированные на точечное решение проблем; как правило, есть психологи, которые решают их конфиденциально. На сегодняшний день таких пространств открыто 117. Они создаются как на средства регио­нального бюджета, так и при содействии отделов молодежи, социально ориентированных некоммерческих организаций. В частности, активно участвует благотворительный фонд «Солнечный город», — рассказала заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области Ольга Потапова. — У нас есть учреждения, которые специализируются на реабилитации и социа­лизации несовершеннолетних, вступивших в конф­ликт с законом или имеющих разную степень зависимого поведения. На учете состоит более трех тысяч ребят. Мы постоянно ведем мониторинг результатов нашей профилактической работы. В среднем за год с учета снимается порядка 30 процентов таких детей.