USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Больше чем чтение лекций

Наталья ИВАНОВА
Общий трудовой стаж Лилии Ильиной составляет 35 лет. Научно-педагогической деятельности она посвятила 30 лет своей жизни, из них 27 лет — только обучению студентов
Общий трудовой стаж Лилии Ильиной составляет 35 лет. Научно-педагогической деятельности она посвятила 30 лет своей жизни, из них 27 лет — только обучению студентов

Лилия Ильина: «Миссия преподавателя высшей школы в современном университете расширяется и усложняется»

Во все времена преподаватель вуза был для студентов не только ученым-педагогом, но и высокоинтеллектуальным, харизматичным лидером. Сегодня молодым людям этого недостаточно. Наставник также должен обладать собственным восприятием мира, иметь гражданскую позицию, хорошо ориентироваться в нестабильном общественном устройстве и не уклоняться от помощи, если она потребуется подопечным для решения личных и социальных проблем.

Директор института цифровых и инженерных технологий Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) Лилия Ильина самыми важными событиями своей жизни считает вступление в брак, рождение детей и защиту докторской диссертации.

Учебное пособие для практиков

Основным местом работы Лилии Владимировны неизменно остается Сибстрин. В течение своей профессиональной жизни она трудилась и в других организациях, так или иначе связанных со строи­тельством. Является советником Российской академии архитектуры и строительных наук, экспертом по подтверждению соответствия строительных материалов и изделий Федерального агентства по техническому регулированию.

В течение 30 лет Лилия Ильина вела сначала кружок, а сейчас научную школу «Тео­рия и технология композиционных материалов на основе техногенного сырья». Исследуются особенности структуры, свойств и состава смесей, способы восстановления потерявших активность материалов, и, конечно, рождаются новые идеи. Итоги этой масштабной деятельности обобщены в монографиях. Они стали ведущими пособиями для строительной сферы, особенно для предприятий, которые производят материалы на основе цементов. Результаты работы применены на крупных промышленных объектах, расположенных на Крайнем Севере, на предприя­тиях Новосибирской области.

После красного диплома

Лилия Владимировна говорит, что работает в сфере строи­тельства потому, что так сложились обстоятельства. На вопрос, в какой профессии она смогла бы проявить себя, если бы не трудилась преподавателем в университете, отвечает не менее кратко:

— Не люблю сослагательного наклонения. Какая разница, кем бы я стала. Я стала преподавателем Сибстрина.

Защитив в 1993 году диплом с отличием, осталась лаборантом кафедры строительных материалов и специальных технологий Новосибирского инженерно-строительного института имени Куйбышева. Так в то время назывался Сибстрин.

Затем стала ассистентом, потом старшим преподавателем, доцентом, профессором, деканом факультета. Сейчас как директор института цифровых и инженерных технологий руководит учебным процессом по 23 образовательным программам 13 направлений, ведет административную работу, курирует подготовку учебников и методических пособий.

Лилия Владимировна также читает лекции для направлений «Строительство», «Стандартизация и сертификация». Бакалаврам, магистрантам и аспирантам она преподает технологию производства бетона и железобетона, строительных материалов, изделий и конструкций, проектирование предприятий по производству сборного железобетона, контроль качества строительной продукции. Есть курсы по строительным, в том числе отделочным, материалам, вяжущим веществам.

Как научить учиться

При этом Лилия Владимировна считает, что современная молодежь может недооценивать преимущества образования. Дело не только в школьной подготовке, но и в том, что образование не воспринимается как одна из основных человеческих ценностей. Для некоторых важнее атрибуты, призванные демонстрировать, насколько обеспечен человек.Например, автомобиль или работа с высокой зарплатой, где не нужны развитый интеллект, духовность, культура.

Но заинтересовать студентов все-таки можно. Для этого нужно совмещать образовательный процесс с научной и производственной деятельностью.

— Миссия преподавателя высшей школы в современном университете расширяется и усложняется. Он уже не может быть только лектором, излагающим основы научных знаний. Ему нужно на­учить студента самостоятельно осваивать фундаментальные и прикладные знания и умения, так сказать, «на­учить учиться»; обеспечить профессиональный рост молодого человека, создать условия для выявления у студента уникальных личностных резервов, для их реализации в системе высшего образования, — прокомментировала ситуацию Лилия Владимировна. — Студенты не могут довольствоваться пассивной ролью наблюдателя и слушателя. Они активно ведут поиски способов самореа­лизации. И задача преподавателя заключается в создании условий для их полноценного самопознания и самореализации. Вузовский педагог является непосредственным автором подготовки студента как культурного высокообразованного человека. Творчество преподавателя заключается в выборе методов, средств и форм совместной со студентами учебно-научно-производственной деятельности, стиля отношений, которые позволили бы создать условия, обес­печивающие реализацию молодыми людьми собственных замыслов и проектов.

Отличаются и в то же время похожи

Высшее образование не так актуально, как прежде, но молодые люди, которые понимают его преимущества, все-таки есть. Это, например, демонстрирует следующая тенденция.

Среди выпускников колледжей немало тех, кто после защиты диплома стремится продолжить образование в вузах. Они рассчитывают уже не только на последующую материальную выгоду, но и на возможность реализовать себя. Получение профессии становится также ключом к гражданскому самоопределению и личностному самопознанию.

— Современные студенты — люди немного дерзкие, независимые, но, несомненно, умные и творческие. Они во многом отличаются от того поколения, которое училось в университете 10–20 лет назад, и в то же время остаются похожими на своих предшественников, — объясняет Лилия Владимировна. — Современных студентов волнуют те же проблемы, что и раньше: учеба, дружба, любовь, семья, карьера, взаимоотношения людей. Это и понятно: человеческая природа не меняется в течение веков и даже тысячелетий. Вспомним, внутри одной из египетских пирамид сохранилась примерно такая надпись, датированная приблизительно двадцать вторым веком до Рождества Христова: «Теперь дети уже не слушают родителей, как раньше, и все хотят делать по-своему».

Чтобы дети превосходили родителей

В настоящее время Лилия Ильина координирует работу пяти аспирантов и двух соискателей. Под ее руководством четыре человека защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, подготовлено более 150 инженеров, бакалавров и магистров. Они получили дипломы, которые подтверждают квалификацию по производству строительных материалов, изделий, конструкций, а также их стандартизации и сертификации.

По мнению преподавателя с 27-летним педагогическим стажем, воспитание под­растаю­щего поколения должно быть основано на личном примере в поступках, стремлении сделать жизнь лучше и желании, чтобы дети превосходили родителей. Это в полной мере относится и к студентам, так как по большому счету они тоже наши дети.

В бизнесе, научной и преподавательской деятельности, как и по жизни в целом, для Лилии Сергеевны важны открытость, честность и порядочность.

— Убеждена, что осуществляемые процессы имеют положительный конечный результат тогда, когда все заинтересованные стороны получают выгоду, — подчеркивает Лилия Ильина.

Руководствуясь афоризмом «Употребляйте жизнь ежедневно, она не продукт длительного хранения», в свободное от работы время Лилия Владимировна вяжет, варит сыр, с удовольствием водит машину, а еще мечтает сделать что-нибудь полезное для развития коллектива и для жизни семьи.