Больше чем чтение лекций
Лилия Ильина: «Миссия преподавателя высшей школы в современном университете расширяется и усложняется»
Во все времена преподаватель вуза был для студентов не только ученым-педагогом, но и высокоинтеллектуальным, харизматичным лидером. Сегодня молодым людям этого недостаточно. Наставник также должен обладать собственным восприятием мира, иметь гражданскую позицию, хорошо ориентироваться в нестабильном общественном устройстве и не уклоняться от помощи, если она потребуется подопечным для решения личных и социальных проблем.
Директор института цифровых и инженерных технологий Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) Лилия Ильина самыми важными событиями своей жизни считает вступление в брак, рождение детей и защиту докторской диссертации.
Учебное пособие для практиков
Основным местом работы Лилии Владимировны неизменно остается Сибстрин. В течение своей профессиональной жизни она трудилась и в других организациях, так или иначе связанных со строительством. Является советником Российской академии архитектуры и строительных наук, экспертом по подтверждению соответствия строительных материалов и изделий Федерального агентства по техническому регулированию.
В течение 30 лет Лилия Ильина вела сначала кружок, а сейчас научную школу «Теория и технология композиционных материалов на основе техногенного сырья». Исследуются особенности структуры, свойств и состава смесей, способы восстановления потерявших активность материалов, и, конечно, рождаются новые идеи. Итоги этой масштабной деятельности обобщены в монографиях. Они стали ведущими пособиями для строительной сферы, особенно для предприятий, которые производят материалы на основе цементов. Результаты работы применены на крупных промышленных объектах, расположенных на Крайнем Севере, на предприятиях Новосибирской области.
После красного диплома
Лилия Владимировна говорит, что работает в сфере строительства потому, что так сложились обстоятельства. На вопрос, в какой профессии она смогла бы проявить себя, если бы не трудилась преподавателем в университете, отвечает не менее кратко:
— Не люблю сослагательного наклонения. Какая разница, кем бы я стала. Я стала преподавателем Сибстрина.
Защитив в 1993 году диплом с отличием, осталась лаборантом кафедры строительных материалов и специальных технологий Новосибирского инженерно-строительного института имени Куйбышева. Так в то время назывался Сибстрин.
Затем стала ассистентом, потом старшим преподавателем, доцентом, профессором, деканом факультета. Сейчас как директор института цифровых и инженерных технологий руководит учебным процессом по 23 образовательным программам 13 направлений, ведет административную работу, курирует подготовку учебников и методических пособий.
Лилия Владимировна также читает лекции для направлений «Строительство», «Стандартизация и сертификация». Бакалаврам, магистрантам и аспирантам она преподает технологию производства бетона и железобетона, строительных материалов, изделий и конструкций, проектирование предприятий по производству сборного железобетона, контроль качества строительной продукции. Есть курсы по строительным, в том числе отделочным, материалам, вяжущим веществам.
Как научить учиться
При этом Лилия Владимировна считает, что современная молодежь может недооценивать преимущества образования. Дело не только в школьной подготовке, но и в том, что образование не воспринимается как одна из основных человеческих ценностей. Для некоторых важнее атрибуты, призванные демонстрировать, насколько обеспечен человек.Например, автомобиль или работа с высокой зарплатой, где не нужны развитый интеллект, духовность, культура.
Но заинтересовать студентов все-таки можно. Для этого нужно совмещать образовательный процесс с научной и производственной деятельностью.
— Миссия преподавателя высшей школы в современном университете расширяется и усложняется. Он уже не может быть только лектором, излагающим основы научных знаний. Ему нужно научить студента самостоятельно осваивать фундаментальные и прикладные знания и умения, так сказать, «научить учиться»; обеспечить профессиональный рост молодого человека, создать условия для выявления у студента уникальных личностных резервов, для их реализации в системе высшего образования, — прокомментировала ситуацию Лилия Владимировна. — Студенты не могут довольствоваться пассивной ролью наблюдателя и слушателя. Они активно ведут поиски способов самореализации. И задача преподавателя заключается в создании условий для их полноценного самопознания и самореализации. Вузовский педагог является непосредственным автором подготовки студента как культурного высокообразованного человека. Творчество преподавателя заключается в выборе методов, средств и форм совместной со студентами учебно-научно-производственной деятельности, стиля отношений, которые позволили бы создать условия, обеспечивающие реализацию молодыми людьми собственных замыслов и проектов.
Отличаются и в то же время похожи
Высшее образование не так актуально, как прежде, но молодые люди, которые понимают его преимущества, все-таки есть. Это, например, демонстрирует следующая тенденция.
Среди выпускников колледжей немало тех, кто после защиты диплома стремится продолжить образование в вузах. Они рассчитывают уже не только на последующую материальную выгоду, но и на возможность реализовать себя. Получение профессии становится также ключом к гражданскому самоопределению и личностному самопознанию.
— Современные студенты — люди немного дерзкие, независимые, но, несомненно, умные и творческие. Они во многом отличаются от того поколения, которое училось в университете 10–20 лет назад, и в то же время остаются похожими на своих предшественников, — объясняет Лилия Владимировна. — Современных студентов волнуют те же проблемы, что и раньше: учеба, дружба, любовь, семья, карьера, взаимоотношения людей. Это и понятно: человеческая природа не меняется в течение веков и даже тысячелетий. Вспомним, внутри одной из египетских пирамид сохранилась примерно такая надпись, датированная приблизительно двадцать вторым веком до Рождества Христова: «Теперь дети уже не слушают родителей, как раньше, и все хотят делать по-своему».
Чтобы дети превосходили родителей
В настоящее время Лилия Ильина координирует работу пяти аспирантов и двух соискателей. Под ее руководством четыре человека защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, подготовлено более 150 инженеров, бакалавров и магистров. Они получили дипломы, которые подтверждают квалификацию по производству строительных материалов, изделий, конструкций, а также их стандартизации и сертификации.
По мнению преподавателя с 27-летним педагогическим стажем, воспитание подрастающего поколения должно быть основано на личном примере в поступках, стремлении сделать жизнь лучше и желании, чтобы дети превосходили родителей. Это в полной мере относится и к студентам, так как по большому счету они тоже наши дети.
В бизнесе, научной и преподавательской деятельности, как и по жизни в целом, для Лилии Сергеевны важны открытость, честность и порядочность.
— Убеждена, что осуществляемые процессы имеют положительный конечный результат тогда, когда все заинтересованные стороны получают выгоду, — подчеркивает Лилия Ильина.
Руководствуясь афоризмом «Употребляйте жизнь ежедневно, она не продукт длительного хранения», в свободное от работы время Лилия Владимировна вяжет, варит сыр, с удовольствием водит машину, а еще мечтает сделать что-нибудь полезное для развития коллектива и для жизни семьи.