USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Готовь корсет летом

Светлана ФРОЛОВА
Как делают корсет? В мастерской на улице Республиканской, 7Б в Новосибирске нам показали, как сначала снимаются мерки, создается рисунок, который потом переносится на кальку, а с нее — на металл. Далее рисунок будущего корсета высекается на «ножницах» — специальном приборе, острые кромки обрабатываются. Для покрытия заготовки отправляются на протезный завод. Фото: Андрей Заржецкий
Как делают корсет? В мастерской на улице Республиканской, 7Б в Новосибирске нам показали, как сначала снимаются мерки, создается рисунок, который потом переносится на кальку, а с нее — на металл. Далее рисунок будущего корсета высекается на «ножницах» — специальном приборе, острые кромки обрабатываются. Для покрытия заготовки отправляются на протезный завод. Фото: Андрей Заржецкий

Эх, не знал пенсионер Иван Петрович, что, однажды поскользнувшись в собственном дворе и сломав позвоночник, а также пальцы на руке, он в 72 года должен будет пройти такое испытание

История проста как три рубля: шел во дворе, поскользнулся, упал. В местном травмпункте пенсионеру дали направление и предложили отправиться на дообследование в горбольницу. Мытарства жителя Новосибирска послужили поводом для небольшого исследования с тремя выводами.

Наверное, каждый новосибирец проходил хотя бы однажды в жизни квест под названием «Упал, очнулся, гипс». Зимой, осенью, весной и даже летом вы можете поскользнуться на ровном, казалось бы, месте и получить, например, компрессионный перелом. Каким приключением может обернуться падение?

Визит в «травму» героя нашего повествования — начало долгой, в месяц с момента травмы, и поучительной истории. Дальше пенсионеру с переломом позвоночника пришлось на такси мотаться от одного врача к другому: от травматолога к неврологу, кабинеты которых находились в разных концах города — увы, в поликлинике по прописке пациента некомплект узких специалистов; от невролога — в НИИ травматологии и ортопедии. По ОМС! Что ужасно удивило пенсионера. Пришлось дважды сделать МРТ. Первый снимок — за свой счет, чтобы доказать муниципальным докторам тяжесть ситуации и обосновать право на обращение в федеральное медучреждение и гарантированную страховкой услугу. А потом понадобилось продуб­лировать магнитно-резонансное исследование непосредственно в НИИТО имени Я.Л. Цивьяна, правда, уже за счет ОМС — удача!

В поисках корсета: счастье близко

Среди рекомендаций докторов — ношение корсета. А вы знаете, сколько они стоят? Цены доходят до 60 тысяч рублей. Но беда в том, что модель, показанную пенсионеру, не удалось найти ни в новосибирских магазинах медтоваров, ни на маркетплейсах. «Но была же?! — удивляются травматологи. — Потому и прописали». Отчаялся пенсионер в поисках: нужная модель — с жесткой фиксацией позвоночника, причем нетяжелая, что важно для пожилого человека, — вместе со многим медицинским импортом «уплыла» с прилавков из-за западных санкций. Вывод первый.

Выход единственный — индзаказ. Опять вернулся наш герой в НИИ. И тут выяснилось: есть в столице Сибири единственная крошечная мастерская, созданная, кстати, еще 30 лет назад одним из руководителей института. Только тут и взялись за неожиданно сложный заказ пенсионера. Что и говорить, попасть туда было с самого начала непросто, потому что работают там всего четыре человека, а заказчиков — полстраны. Но вот опять удача — через две недели надел Иван Петрович свою «броню». Почитай, больше чем через месяц с момента поломки позвоночника, уж и лед сошел, высохло место драматичного падения. «Вот туда бы поставить памятник горе-коммунальщикам, по вине которых эта вся эпопея!» — говорят родственники пенсио­нера. Сам мужчина жаловаться куда-либо не стал.

В совокупности затраты пенсио­нера, считая МРТ, лекарства, корсет, поездки на такси, обошлись в сумму около 35 тысяч рублей. Это минимум. Страдания у нас оценке не поддаются. Самое тяжелое, как говорит наш герой, это время, на которое он практически выпал из активной жизни: прощай, любимая работа, дача с посадками и руль, до середины лета Иван Петрович будет в корсете. Одно падение на льду — и столько «удовольствия»!

В чём тонкости?

Мы решили поподробнее узнать, что же это за проблема с корсетами?

020-05-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Корсетный мастер — это не просто исчезающая профессия, ее сейчас как бы и нет — нет образовательных учреждений, которые бы учили делать вот именно такие корсеты, — говорит Евгений Фомичев, старший механик протезно-ортопедических изделий.

Корсетная мастерская внутри очень напоминает столярную. По углам стоят так называемые шарошки — борфреза, разновидность металлорежущего инструмента для обработки поверхностей: выравнивания, шлифовки, финальной обработки. «Здесь у нас происходит формовка пластиковых изделий. На вакуумной установке формуются пластиковые изделия, а здесь производятся непосредственно металлические корсеты. В прошлом месяце мы изготовили 140 корсетов, максимально делаем 220 в месяц», — уточняет наш собеседник.

Много это или мало — 220? Обратимся к статистике того же НИИТО. С ноября 2023 по март 2024 года в приемное отделение Новосибирского института травматологии и ортопедии по системе маршрутизации пациентов в Новосибирской области обратились 1166 пациентов с различными травмами, в том числе позвоночника и проксимального отдела бедра. Последняя считается наиболее жизнеугрожающей для пожилых. Из травмированных около 35 процентов покалечились на гололеде, конкретнее: за 2023 год — 347 пациентов и 230 — с января по март 2024-го. Причем динамика обращений пациентов с гололедными травмами за последние три года значительно не изменилась.

Конечно, «скользкие» падения не всегда ведут к перелому позвоночника. Но и корсеты не за ночь куются, а значит, пациенты не могут оперативно получить нужную поддержку. Причем, как мы понимаем, проблема эта не локализуется исключительно в Новосибирске: судя по пакету заказов в мастерской, их география — все Зауралье.

Вывод второй: в этой сфере есть серьезная брешь.

Пора чистить наши «конюшни»

Почему жители города каждую зиму падают и ломают себя на родных до боли улицах? Об этом хорошо бы спросить с управляющих компаний. Напомним, новосибирские дворовые территории этой зимой, как и в предыдущие годы, чаще всего были покрыты толстым слоем бугорчатой наледи и не отличались ухоженностью. И песочка с солью, как «пряников сладких», всегда не хватает на всех.

Как сообщает мэрия Новосибирска, больше 300 нарушений выявили только в марте при проверке придомовых территорий. В межсезонье районные администрации обязаны ежедневно мониторить качество уборки снега и наледи и своевременную очистку кровель. Напоминание об этом они получили еще зимой от градоначальства. С 1 по 28 марта первые же проверки выявили более 300 нарушений. В «антилидерах» определились Дзержинский, Калининский и Первомайский районы, но изъяны в содержании дворов были и в других частях города.

Мэрия с приходом нового градоначальника обновляет свой состав. Есть надежда, что коммунальную сферу тоже ждет перестройка, не все медикам и корсетным мастерам расхлебывать безалаберность дворников, несостоятельность начальников всевозможных ЖЭУ, УК, МУП.

Вывод третий. Здоровьесбережение — это не только правильное питание, физкультура и диагностика, но и безопасная инфраструктура. Или второй путь: расширять сеть корсетных и прочих мастерских, чтобы ремонтировать поломанных граждан. Хотя и то и другое было бы очень хорошо. Ведь позвоночники человеческие чаще всего портятся в ДТП и при неудачных ныряниях в местах, где купаться запрещено. Но эти беды — другая история.

Что положено по ОМС

Получилось выяснить попутно и другие, возможно, очень полезные сведения для пациентов. Мы спросили у директора Новосибирского НИИТО им. Я.Л. Цивьяна Минздрава России Андрея Корыткина: как получить бесплатную медуслугу в институте? Если пациенту требуется помощь, он может получить ее в рамках госгарантий, в том числе по ОМС, обратившись сначала в травмпункт по месту жительства, где его обследуют, и именно оттуда, если врач посчитает это необходимым, направят в НИИТО. И там нужно быть готовым к тому, что существует очередь.

При невозможности самостоятельного обращения пациент вызывает скорую медицинскую помощь и, в зависимости от порядка маршрутизации, доставляется в нужное лечебное заведение, уточнил в ответе на наш запрос Андрей Корыткин. Пациенту необходимо лишь направление от врача, также желательно предоставить все обследования, проведенные в предыдущем лечебном учреждении.

Это к слову о том, что Иван Петрович, получив травму позвоночника, мог вызвать неотложку для поездки в институт или другое место приема врача, а не тратить деньги на такси.

А вы знаете, что...
Согласно прикaзу минздрава Новосибирской области № 2568-НПА от 27 сентября 2023 года, в НИИТО осуществляется лечение пациентов из ряда районов Новосибирска и Новосибирской области с переломом проксимального отдела бедра (перечень районов указан в тексте документа). Пациентам с переломами проксимального отдела бедра требуется хирургическая помощь в «золотые часы» после получения травмы. Скорая помощь в течение восьми часов после получения травмы доставляет пациента в приемное отделение НИИТО, и пациент в первые 72 часа должен быть прооперирован. Без операции около 70 процентов пожилых людей с такими переломами умирают в течение первого года после получения травмы.