Робот Николай, подвинься!
Год семьи породил расширение линейки виртуальных кураторов
Уже около 70 процентов жителей региона обращаются за социальной поддержкой через портал госуслуг. В идеале общение с соответствующими службами должно полностью перейти в режим онлайн, то есть сделать максимальный перечень государственных и муниципальных услуг проактивными.
Уже не первый год в регионе оцифровывают социалку. Дошло до того, что льготнику или получателю пособия, обзаведясь виртуальными личными кабинетами, даже обращаться никуда не надо — выплата сама найдет адресата. Логично, что нареченный Годом семьи 2024-й ставит акцент на услугах для родителей и детей.
Плюс 20 тысяч льготников
По словам заместителя начальника управления организации социальных выплат министерства труда и социального развития региона Дмитрия Радича, одной из наиболее востребованных региональных мер поддержки сегодня является областной семейный капитал. Напомним, на него могут рассчитывать семьи при рождении третьего или последующего ребенка. С января нынешнего года размер областного семейного капитала составляет 146,7 тысячи рублей, а потратить его можно на улучшение жилищных условий, приобретение автомобиля, обучение детей, а также на покупку сельхозтехники.
Как рассказал Дмитрий Радич, с начала действия программы в регионе уже выдано 55 тысяч сертификатов на областной семейный капитал. Другая, не менее востребованная мера поддержки — это социальный контракт, по которому можно получить выплаты на открытие собственного дела, обустройство личного подсобного хозяйства или поиск работы. Кроме того, социальный контракт могут заключить семьи, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Ежегодно на эти цели из бюджета региона выделяется около миллиарда рублей.
— С прошлого года услуга по выдаче сертификатов на областной семейный капитал оказывается в беззаявительном порядке, иначе говоря, проактивно, — отметил Дмитрий Радич. — Если же говорить в целом, то по итогам 2023 года из 132 тысяч выплат многодетным семьям порядка 80 тысяч были осуществлены в проактивном формате. Такой формат работы позволил выявить около 20 тысяч детей из многодетных семей, которые ранее не пользовались мерами поддержки. Губернатор поставил перед нами задачу перевести как можно больше государственных и муниципальных услуг в проактивный режим. Так, в проактивном формате назначаются ежемесячные социальные пособия гражданам, имеющим ребенка-инвалида, меры поддержки для многодетных семей в части обеспечения детей школьной формой, единовременные выплаты при поступлении ребенка в первый класс.
Все услуги — здесь и сразу
Кроме того, по словам замминистра, в регионе работает единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), куда загружены все существующие на сегодняшний день меры поддержки — федеральные и региональные. Любой человек может на портале госуслуг дать согласие на информирование в отношении мер соцподдержки, и его будут уведомлять о том, что ему положено. Кроме того, в Новосибирской области в таком же формате реализовано персонифицированное информирование граждан посредством системы голосового самообслуживания. Позвонив по номеру горячей линии регионального минтруда и социального развития, по коду заявления можно проверить его статус. А если подходит срок прекращения выплат, робот Николай позвонит сам и напомнит о пролонгации услуги.
— В Год семьи при разработке цифровых сервисов мы руководствуемся несколькими приоритетами, — рассказала замминистра цифрового развития и связи региона Ирина Савельева. — Это сервисы для многодетных семей, для семей, где есть дети-инвалиды, сервисы для устройства ребенка в детский сад или школу. И наконец, сервисы по психолого-педагогической поддержке родителей и детей. Причем мы стараемся объединить сразу несколько услуг вокруг конкретной жизненной ситуации. Возьмем для примера устройство ребенка в детсад — это и постановка на очередь, и прохождение медкомиссии, и компенсация родительской платы, и так далее. Человек вообще не должен думать, куда ему надо обратиться — в минобр, минздрав или еще куда. Это называется работа по ситуации.
Новые возможности карты
Одним из действенных инструментов подобной работы, по мнению Ирины Савельевой, является «Карта жителя Новосибирской области». На ее базе с прошлого года действует сервис получения детского питания. Он предназначен получателям региональной услуги «Льготное питание» и работает в пунктах выдачи предприятия «Молочная кухня» по всему региону. Получать питание по графику можно, предъявив личный QR-код на экране смартфона.
Как показала практика, этот сервис сегодня очень востребован. Не менее популярны электронные услуги по получению путевки в детский сад и возможность записи в первый класс в режиме онлайн. Стоит отметить, что около трети заявлений на запись в школу подаются в первые сутки, и возможность не толкаться в очередях и не ночевать в школьном дворе, а сделать все необходимое в несколько кликов очень облегчает жизнь родителям. Кстати, в прошлом году стартовал сервис по записи в колледжи в режиме онлайн. Федеральный сервис по электронному поступлению в вузы тоже пользуется большой популярностью.
В этом году «Карта жителя Новосибирской области» будет основательно доработана. У ее обладателей появятся новые возможности. Так, например, по словам замглавы регионального минцифры, сегодня разрабатывается электронный пропуск в виде QR-кода для посещения культурно-досуговых учреждений для многодетных, транспортный сервис для школьников и студентов колледжей, сервис проактивного информирования многодетных родителей о праве на профессиональное обучение и получение дополнительного образования.
Путёвка в лагерь? Легко
Еще одна новация нынешнего года — перевод в полностью электронный вид услуги на получение путевки в оздоровительный детский лагерь. Пока что заявление можно подать в режиме онлайн через портал госуслуг, а дальше приходится действовать по классической схеме. В идеале в течение нынешнего года путевки тоже должны стать электронными.
— Кроме того, сегодня в регионе идет разработка сервиса «Цифровой куратор семьи», направленного на раннее выявление и предотвращение детского и семейного неблагополучия, организацию работы с детьми и семьями по профилактике социального сиротства, — рассказала Ирина Савельева. — Разрабатывается мобильное приложение, с помощью которого специалист в своем планшете сможет провести оперативную комплексную диагностику семьи, спланировать мероприятия по работе с ней, адресно подобрать услуги и учреждения, в которых семье, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, могут оказать помощь. В приложении будет реализована возможность вести учет проводимой работы и отслеживать динамику по достижению положительного результата. Роботизированный чек-лист позволит соцработнику сразу видеть, в какой зоне находится данная конкретная семья. И если в красной или желтой, он сможет сразу подсказать, куда обратиться, что именно надо делать.