USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Запрос на точные науки

Алёна КОВРОВА
Один из знаковых школьных запусков прошлого года — открытие в марте в поселке Восход Новосибирского района образовательного центра. Старая местная школа была переполнена в пять раз от своих возможностей, дети учились в три смены. В центре же теперь не только учатся на уроках. Для развивающих занятий по интересам приспособили десятки помещений — от театральных гримерок до кабинетов по 3D-моделированию и робототехнике. Такой видится современная школа. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Один из знаковых школьных запусков прошлого года — открытие в марте в поселке Восход Новосибирского района образовательного центра. Старая местная школа была переполнена в пять раз от своих возможностей, дети учились в три смены. В центре же теперь не только учатся на уроках. Для развивающих занятий по интересам приспособили десятки помещений — от театральных гримерок до кабинетов по 3D-моделированию и робототехнике. Такой видится современная школа. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Школьников региона примут новые школы, где научат любить физику и математику

Нехватка мест в школах Новосибирской области в 2023 году стала одной из самых обсуждаемых тем. Некоторые учебные заведения города до сих пор не могут отказаться от обучения в три смены — вот-вот вроде решится задача, а учеников стало еще больше.

Региональное министерство образования приводит факт увеличения количества обучающихся: только в прошлом году в Новосибирской области их стало больше на 8750 человек. Здесь свою роль играет и миграция, и естественный прирост. И это, а именно рост населения, в принципе хороший показатель. Школы возводятся одна за другой, их столько не строили даже в советское время — восполнить дефицит школьных мест призван нацпроект «Образование», в котором регион активно принимает участие. Идет реконструкция и начато строительство других образовательных учреждений.

О развитии системы образования, его качестве и поддержке талантов на расширенном заседании отраслевой коллегии рассказала глава областного ведомства Мария Жафярова.

Новые школы строят, старые — ремонтируют

Министр уточнила, что за последние пять лет более чем на пять процентов увеличилась численность школьников. Особо остро проблема переполненности образовательных учреждений стоит в областном центре. Это очевидно. В 2023 году в регионе ввели в эксплуатацию шесть школ с общей проектной мощностью 3304 места. Всех потребностей это не закрывает, и в рамках нацпроекта продолжается либо начато строительство еще 12 школ на 9020 мест. Открыть их планируется уже в текущем году.

Кроме того, в рамках других госпрограмм строятся и реконструируются еще шесть школ, рассчитанных на 2900 воспитанников. Их ввод в эксплуатацию намечен на 2024–2026 годы.

004-06-03_M.jpg

Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Напомним, что особо острой остается проблема переполненности образовательных учреждений в недавно построенных микрорайонах: Чистой Слободе, Просторном, Новомарусино, Плющихинском и других.

Мария Жафярова сообщила, что за несколько лет во многих школах произошло обновление материально-технической базы. Только за последний год 15 образовательных учреждений получили новое оборудование. Это улучшило качество обучения 15 034 учеников.

В ближайшие два года в рамках госпрограммы развития системы образования Новосибирской области работа будет продолжена: капитальный ремонт и техпереоснащение затронет 43 школы. В 2024 году запланирован ремонт 50 школьных спортивных объектов.

На данный момент во всех школах региона есть интернет и доступ к образовательным ресурсам в сети.

Акцент — на кадры

Несмотря на существующие проблемы, получаемое новосибирскими школьниками образование остается качественным. Большинство выпускников успешно поступают в колледжи и вузы не только региона, но и за его пределами.

По наблюдениям специалистов, интерес к местным образовательным учреждениям растет. Контрольная цифра поступления в новосибирские университеты за последний год увеличилась на 2625 мест.

В то же время отмечается, что есть необходимость смещать образовательные акценты на более точные науки. Школьники для сдачи ОГЭ и ЕГЭ чаще всего выбирают такие предметы, как общество­знание и география, в то время как физику решается сдавать лишь два процента выпускников. А между тем на рынке труда сегодня серьезная нехватка технических специалистов.

004-06-02_M.jpg

Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Для перераспределения образовательных акцентов на уровне региона предпринимаются определенные меры.

— С 1 февраля начинаем курсы дополнительных занятий по подготовке около тысячи школьников, выбравших предметы математического и естественно-научного цикла, к ГИА. Сформированы группы педагогов из числа преподавателей и студентов НГПУ, НГТУ и С­ГУГиТ, действующих учителей и репетиторов по математике, физике, информатике. При успешной реализации проект будет масштабирован, — рассказала в ходе доклада Мария Жафярова.

Для решения кадрового вопроса в регионе используется такой инструмент, как целевое обучение. Министр образования отметила, что активно он применяется не только в Новосибирске, но и в Искитиме, Тогучинском и Карасукском районах.

Кадры нужно не только готовить, но и привлекать. В образовательных учреждениях также не хватает учителей. Далеко не все учащиеся пединститутов возвращаются после получения диплома в систему. Для формирования привлекательности профессии в области вот уже более трех лет действует программа «Земский учитель». По данным министерства образования, за счет этого удалось привлечь в отдаленные районы 212 специалистов, из которых 54 человека пришли в систему образования в 2023 году.

Масштабирование проектов

Образовательная система Новосибирской области занимает достойное место в российском рейтинге, внедряя инновационные и современные идеи. Этому, по мнению губернатора региона Андрея Травникова, способствует реализация национальных проектов, финансирование по которым только растет. Используя имеющиеся инструменты, в регионе развивают направления, способствующие выявлению талантов среди подрастающего поколения.

— Проект «Цифровая образовательная среда», создание центров цифрового образования (ИТ-кубов), «Точек роста», детских технопарков «Кванториум» — все это дополнительные решения, причем с постоянным фокусом внимания к регионам, — подчеркнул Андрей Травников.

В рамках нацпроектов продолжается и поддержка малоимущих и нуждающихся в поддержке семей. Отметим, что горячим питанием в начальных школах, по официальным данным, обеспечено 100 процентов учеников, а в старших классах — не менее 98 процентов.

Проделанная на данный момент работа в сфере образования требует продолжения. В следующем году в регионе будет сделан акцент на развитии системы поиска талантов, стимулировании интереса к естественным и техническим наукам, а также на отслеживании хода строительства и модернизации образовательных учреждений.