Острые углы образования аршином общим не измерить
Как меняется школа, когда «закончится» дефицит учебных мест и почему нам не хватает педагогов?
Грустно, когда чертежник преподает географию. Или когда ее вообще преподавать некому. Это так же, как когда терапевт вместо невролога лечит вам воспаление лицевого нерва. Формально услуга оказана, галочка проставлена, а на деле?
Мы возвращаем учителям их высокий статус. Перемены, происходящие сейчас в российской системе образования, серьезны. Один только факт, что во всех учебных заведениях начинают неделю с церемонии поднятия государственного флага, возобновилась работа по военно-патриотическому воспитанию, говорит о многом. Все это важно и своевременно, но нисколько не смещает внимания с проблем вне привязки к мировоззренческим вещам.
Разрыв между «есть» и «необходимо»
Гигантский, даже в сравнении с советскими темпами, скачок в строительстве новых школ обеспечил дополнительными учебными местами новые микрорайоны и поселки, но в мегаполисе море проблем не исчерпано и, кажется, до дна далеко. Школьное население Новосибирска прирастает быстрее школьных площадей. По данным городского департамента образования, в Новосибирске сейчас доступно 135,5 тысячи мест при необходимом объеме 215 тысяч. Чтобы закрыть потребность в местах, нужно построить 15 учебных заведений.
О том, как решается задача, рассказал заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин. В частности, на следующий год в областном центре планируется построить восемь школ — на улицах Виктора Шевелёва, Николая Сотникова, Большой, Татьяны Снежиной, Спортивной, Пролетарской, Тургенева и Кубовой. Если все объекты будут сданы, разрыв между «есть» и «необходимо» сократится только на 7475 мест.
А теперь посмотрим на карту новостроек по областному центру. Где будут учиться дети, которые заедут в новые квартиры, и дети, которые родятся в перспективе? А они родятся. Несмотря на то, что ранее региональный минобраз говорил о некой демографической яме ввиду малочисленности одного из многих поколений. У нас многодетность входит в моду. И материнский капитал, и прочие меры господдержки, действующие в регионе, сильно этому способствуют.
По области в следующем году объемы строительства скромнее. Школы планируется построить в селах Марусино и Толмачёво, в поселках Элитный и Кудряшовский, а также в селе Репьёво Тогучинского района. Проектная мощность всех заведений рассчитана на 2520 мест.
Частично в следующем году будет решен вопрос и с детскими садами: в поселке Чаны и селе Марусино готовятся возвести дошкольные учреждения, рассчитанные на 220 детей. Строительство школ и детских садов — одна из основных статей расходов, осуществляемых в рамках нацпроекта «Образование». Общая сумма, полученная по нему регионом в уходящем году из федерального бюджета, составила 1,5 миллиарда рублей. В следующем году в регион поступит два миллиарда 639 миллионов рублей.
Допобразование для всех
Вторая по значимости и объемам статья расходов в сфере образования региона — проекты, нацеленные на разностороннее развитие школьников: «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Патриотическое воспитание». В частности, в рамках первого проекта на территории всего региона создаются точки роста. На базе сельских школ за последний год таких появилось 66, они охватили половину всех образовательных учреждений региона.
— Это центры научного, технологического образования, в которых новая инфраструктура и материальная база. Ее можно использовать как для преподавания основных предметов — физики, химии, биологии, технологии, так и для реализации программ дополнительного образования, — рассказал Владимир Щукин.
Чтобы все дети имели доступ к дополнительному образованию, их из малочисленных школ привозят на занятия в более крупные.
— В рамках допобразования за три последних года было создано более 50 тысяч мест для учащихся, в 2023-м стали доступны еще 3190 мест, в 2024 году планируется создать еще 8208 мест, — отметил Владимир Щукин.
Самые востребованные направления у старшеклассников — технические и физкультурно-оздоровительные. Ученики младших и средних классов выбирают социально-гуманитарные и художественные науки. На приобретение оборудования, необходимого для ведения занятий, региону из федерального бюджета в рамках программы «Успех каждого ребенка» предоставляется субсидия.
Советники по воспитанию: 912 прошли отбор
Основным и, пожалуй, самым масштабным в минувшем году в образовательном процессе стал федеральный проект «Патриотическое воспитание». С 1 сентября в школах каждую неделю воспитанники поднимают государственный флаг. Главная символика страны теперь есть везде. По данным регионального министерства образования, обновили ее в 300 учебных заведениях, на очереди в следующем году еще 500 школ области.
Мероприятия, связанные с формированием системы воспитания, основанной на национальных ценностях, провозглашенных в Указе Президента РФ № 809, включают проведение каждый понедельник первым уроком «Разговоров о важном».
В патриотическую схему с нового учебного года вписались и занятия по военной подготовке, пришедшие на смену «Основам безопасности и жизнедеятельности». С нового года предмет будет называться «Основы безопасности и защита Родины». В мае и июне старшеклассники по результатам прохождения этой дисциплины будут участвовать в учебно-полевых сборах, сдавать нормативы по строевой, огневой, физической подготовке и знанию нормативных документов.
Новелла такая: с 1 января 2024 года в школах региона появятся советники директоров по воспитанию и связям с общественными организациями. Это также часть патриотического воспитания. Новая должность в штатном расписании — педагогическая. Специалисты прошли отбор и подготовку в Министерстве просвещения. Всего в Новосибирской области будет числиться 912 таких сотрудников.
— Их задача — координировать работу в образовательной организации, наладить связи с молодежными объединениями «Движение Первых», «Юнармия», чтобы вовлечь больше ребят в систему, дать учащимся возможность реализовать свои идеи, проекты, чтобы они стали наиболее активными, — отметил Владимир Щукин.
Учителя перегружены
А между тем вопрос с предметниками в школах остается открытым и острым. Каждый год, по данным регионального министерства образования, в школах не хватает от одной до полутора тысяч преподавателей самых разных предметов. Эта проблема пока решается путем увеличения часов для действующих педагогов. Распределение нагрузки не идет на пользу образовательному процессу, но, по словам Владимира Щукина, пока это единственное решение.
Акцент на подготовке кадров делается в разных педагогических учреждениях среднего и высшего звена. В 2024 году в России стартует проект «Профессионалитет», в рамках которого начнется подготовка специалистов в сфере образования с компетенциями, соответствующими рынку труда. Нужно нам десять географов, допустим, — готовим десять, а не два или 11. И их ждут конкретные рабочие места с понятными ставками и часами. Для реализации этой идеи Новосибирскому педагогическому колледжу выделена господдержка в размере десяти миллионов рублей. Остается потерпеть несколько лет.
Можно сказать, что сфера образования к занавесу календарного года приходит с промежуточными результатами. Знаем, что делать, как делать. До исчерпания дефицита учебных мест еще строить и строить, а учителей-предметников еще учить и учить. И хорошо, что перераспределение нагрузки — единственный, но временный вариант. Потому что каждый должен заниматься своим делом, на которое выучился и которым владеет в совершенстве, методиками преподавания, а не просто почасовым оказанием услуг сомнительного качества, лишь бы в табеле по окончании учебного заведения не значился прочерк.