Смысл путешествия: «Все едут за осознанностью»
Как торговля в туриндустрии может помочь оживить экономику наших сёл?
В живописном селе Суенга удалось создать быстро набирающую популярность туристическую концепцию. На средства гранта из областного бюджета территорию оборудуют информационными стендами и местами для отдыха.
Следующими этапами ее комплексного развития должны стать подготовка кадров и брендирование. Речь идет о Маслянинском районе, который у нас стало принято сравнивать с Алтаем. Но наши земляки решили избежать стереотипов. Какие практики удалось применить и что получается в итоге, рассказала директор центра развития туризма района Елена Воротникова на экспертной сессии «Туристический ритейл. Роль местных традиций и региональных продуктов в экономике впечатлений».
Разговор состоялся в рамках форума «Дни ритейла в Сибири», организованного на площадке Экспоцентра в Новосибирске при поддержке правительства региона. Здесь обсуждали, какой Новосибирскую область воспринимают гости, что и как им транслирует туриндустрия.
Продвинуть территорию
Маслянинский район стал одним из положительных примеров создания эффективной концепции, благодаря которой преобладавшие ранее однодневные туры сменились более продолжительными поездками, а именно таковые профессионалы называют настоящим туризмом. Сегодня по району действует более 30 маршрутов с разнообразными развлечениями.
В частности, эффективно показала себя стратегия по созданию интерактивных музейных комплексов в атмосферных селах Егорьевское, Елбань и Никоново.
— Мы разработали несколько туристических маршрутов с красивыми названиями и яркими описаниями, прозрачной логистикой, рассчитанных на разных посетителей. К нам сразу потянулись не только детские группы, любители путешествий по бездорожью, но и те, кого привлекает промышленный туризм, — рассказала Елена Воротникова. — То есть мы расширили туристические возможности и тем самым начали продвигать территории.
Больше чем продажи в розницу
Маслянинский район пока остается одной из немногих успешных практик развития внутреннего туризма, а в целом по Новосибирской области, по мнению экспертов, еще достаточно свободных ниш, многое предстоит сделать.
— Когда мы говорим про туристический ритейл, возникает ощущение, что мы точно знаем, о чем идет речь. Практика показывает, что обычно имеются в виду две вещи: как использовать местную продукцию в туризме и второе — что, наверное, больше отвечает термину «ритейл», — через что реализовывать туристический продукт, что является его точкой продажи, — заявила на сессии советник генерального директора Агентства инвестиционного развития Новосибирской области Лада Юрченко. — На самом деле туристический продукт обычно комплексный. Он включает в себя не только локации и маршруты, но и все, что в нем происходит, чтобы впечатления были замечательными.
Лада Юрченко напомнила, что и ранее туризм по стране был больше, чем просто розничные продажи, имел дополнительные функции практического краеведения, патриотического воспитания и, таким образом, приобретал государственное значение.
— Мы находимся примерно в таком же формате, то есть у нас существуют программы развития внутреннего туризма, поддержка инвестиционных проектов, со стороны минпромторга — поддержка того, что может входить в туристический продукт, — прокомментировала советник. — Для такой страны, как Россия, это очень важный момент, потому что только когда ты видишь, по-настоящему узнаешь то место, в котором находишься в данный момент. Чем больше мы таких мест посетим, тем больше будем узнавать про Россию, именно поэтому внутренний туризм сегодня является элементом не только продаж и не только экономики, но и образования, воспитания.
С тем, что сегодня он включает в себя образовательный и воспитательный элементы, согласна и генеральный директор туроператора «НОВОСИБИРСК», член совета по туризму при правительстве Новосибирской области, региональный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства по Новосибирской области Юлия Гончарова.
— Сейчас, в рамках новых глобальных трендов, все едут за осознанностью, и каждый задает себе вопрос: что я получу на территории, куда еду в гости, какие смыслы? — отметила Юлия Гончарова. — Соответственно, в основе формирования бренда и туристического продукта в том числе находится и четкое понимание туриста, зачем он должен поехать. Очень важно ответить на этот вопрос и встроиться в общую историю позиционирования территории.
Далее можно приступать к созданию туристической концепции, под которую впоследствии начнут подстраиваться инфраструктура и бизнес, и к разработке дизайна.
— Визуальное восприятие должно соответствовать и актуальным трендам, — добавила Юлия Гончарова. — При этом часто приглашают специалистов, архитекторов из других регионов, потому что местные жители видят территорию по-своему, а приезжие ее считывают по-другому. В основе, конечно, остаются все моменты культурного кода, но восприятие извне помогает расширить границы и понять, как все-таки гость видит ту или иную территорию, и подобрать визуал.
— Мы должны знать, что туризм как сложная система нуждается в локальности, потому что если мы не будем понимать каждый отдельный элемент ее составляющей, она просто рассыплется, — отметила Лада Юрченко. — И собственно говоря, ритейл тоже обращается к нам с вопросом, где торговать туризмом и чем торговать в туризме.
Туристический ритейл стартует с продаж в таких местах массового пребывания людей, как вокзалы, аэропорты, гостиницы, магазины самобытной продукции. С одной стороны, она должна быть адаптирована к требованиям современности и использоваться ежедневно, а с другой — иметь четко выраженные локальность и аутентичность.
— После дистанционного ритейла, когда через маленькую часть регионального продукта мы приобщили гостя к территории, у него возникает желание приехать, — объяснила участникам экспертной сессии Лада Юрченко. — И вот здесь уже начинается специальный ритейл — это туры, информационно-туристские центры. Причем мы понимаем, что в туристическом ритейле самое главное не один раз привезти человека, а чтобы он стал послом нашей территории: рассказывал о наших продуктах, показывал и носил наши товары, они должны быть в его интерьере. И каждое впечатление должно стать дистанционной точкой продажи возможности посещения нашей территории. Вот тогда, с моей точки зрения, мы получаем с вами полный комплекс услуг ритейла.
КСТАТИ
Проект создания туристско-информационной экотропы возле основанного в 1644 году села Суенга в Маслянинском районе получил грантовую поддержку министерства экономического развития региона в рамках программы «Развитие туризма в Новосибирской области». По маршруту устанавливаются беседки и арт-объекты, организуются причал для сплавов, искусственные гнездовья для сов, разработан аудиогид.
Программа, призванная создать новые точки притяжения, повысить конкурентоспособность туристических продуктов, увеличить количество рабочих мест, привлечь частные инвестиции, реализуется в Новосибирской области с 2022 года. В прошлом году на поддержку туризма было направлено 104,7 миллиона рублей, в 2023 году объем средств определен в 139,3 миллиона.