Сибирская Арта
Многие из участвующих в проведении специальной военной операции подразделений и соединений сформированы в Сибири
Стратеги киевского режима и даже их заокеанские кураторы и инструкторы отмечают особую боеспособность и слаженность сибирских полков и дивизий. Противника поражает морозоустойчивость сибиряков, а западных военных экспертов — смекалка, острый ум и способность использовать на поле боя любое тактическое преимущество. Это неслучайно.
Сибиряки всегда выделялись своим упорством, крепкими нервами, храбростью, умением полностью погрузиться в опасную ситуацию. Сегодня в зоне проведения специальной военной операции в разных подразделениях несут службу десятки тысяч парней и мужчин из регионов Сибири, но первую скрипку в текущем конфликте играют артиллеристы. А на самых ответственных и сложных участках фронта врага бьют артиллеристы-сибиряки отдельной добровольческой штурмовой бригады «Ветераны».
Основная задача артиллерии
Новый тип вооруженного конфликта принес много качественных изменений в принципы ведения боя. Повседневностью и неотъемлемой частью проведения специальной военной операции стали: применение высокоточного оружия, спутниковой разведки, малых беспилотных летательных аппаратов тактического звена. Изменились также и принципы ведения контрбатарейной борьбы, применения артиллерии на поле боя.
Основной задачей артиллерии является поражение огнем целей противника для завоевания огневого превосходства и выполнения назначенных боевых задач с одновременным воспрепятствованием выполнению таковых противником.
— И со стороны врага, и с нашей сейчас практикуется тактика «кочующих орудий», — рассказывает доброволец из Новосибирска Олег с позывным «Густав». — Изменений за более чем год с начала операции, по сравнению с теорией, много — это борьба в пространстве вместо борьбы на плоскости, глобальный масштаб воздействия оружия, воздушно-космическая и информационная составляющая разведки, наличие открытых флангов, промежутков и разрывов в оперативном построении на линии боевого соприкосновения.
По словам Густава, опыт нашими бойцами за полтора года получен колоссальный.
Особенности современной войны
— Что я имею в виду, когда говорю о пространстве? — продолжает военнослужащий. — Вот взять средства объективного контроля, разведки, наведения — мы все используем на нескольких уровнях. В небе, например, «Орлан-10» старшего начальника, пониже — квадрики нашей службы БЛА (БПЛА — беспилотные летательные аппараты, прим. ред.), в зоне ответственности по фронту — камеры, данные обрабатываются мгновенно: есть цель, уточняем ее координаты, потом удар, подтверждение поражения — вот современная война.
Позывной «Кот»: изменений с начала СВО много, и в частности, теперь борьба переместилась с плоскости в пространство. Фото предоставлено автором текста
Олег отправился добровольцем в зону проведения спецоперации почти сразу после получения диплома Новосибирского государственного технического университета. И конечно, сначала не имел никаких навыков, разве что водительский. Но в условиях конфликта учиться приходится быстро.
— Освоил профессию сначала вычислителя-топогеодезиста орудия Д30, а потом уже и командира расчета. В бригаде «Ветераны» уже на втором контракте, — воспоминает Олег.
«Искандер» против «Химарс»
— Тут все не так уж и сложно на самом деле. По сути, то, чем должна заниматься в основном артиллерия, — это контрбатарейная борьба. Логично, что, исходя из слов «контр», «батарея» и «борьба», это борьба нашего оружия против оружия врага, будь то пушки против гаубиц, ракета ОТРК «Искандер» против «Химарс» (англ. HIMARS) или организация налета БПЛА «Ланцет» на позицию украинских минометов, — объясняет принципы контрбатарейной борьбы в зоне СВО начальник артиллерийской группы бригады «Ветераны» Василий с позывным «Боча».
О Василии мы рассказывали ранее в материале «Человек из стали» в номере 43 «Советской Сибири» от 25 октября 2023 года.
— Понимаешь, конечно, одно дело, как это должно быть в теории, а другое — как получается на практике. Реальной, огромных масштабов совместной работы средств разведки и огневого поражения, скорости изменения оперативной обстановки, напора событий, как сейчас здесь, наша Российская армия не имела. Именно настоящего боевого взаимодействия, а не полигонного на учениях. Поэтому пришлось учиться сходу в самом пекле, — продолжает начарт.
Напомним, Василий с позывным «Боча» отправился из Новосибирска в зону проведения специальной военной операции в 2022 году. Как и многие добровольцы, он попал в отдельную добровольческую штурмовую бригаду «Ветераны». Сначала — как рядовой стрелок, но за уверенные и умелые действия по организации защиты гражданского населения он за считанные месяцы стал командиром роты, затем — заместителем командира по службам тыла, а позже и начальником бригадной артиллерии.
Без смекалки — никуда
— Здесь без смекалки никуда, — говорит другой мой собеседник, мобилизованный сибиряк с позывным «Кот». — Кто говорил: «Война — это искусство обмана»? Сунь-цзы вроде? У нас так же. Путаем противника, используем естественные ориентиры, складки местности, меняем позиции: у нас на каждое орудие по несколько запасных позиций. Сейчас в полевых условиях ставим транспортно-пусковые контейнеры неуправляемых ракетных снарядов на пикапы, минометы на пикапы ставим. Очень удобно: подъехал к рубежу, дал прикурить врагу, сразу уехал на запасную позицию, с ходу опять дал… Динамика, — воин показывает полевую разработку сумрачного российского гения.
Продукция Ульяновского автозавода – УАЗ Патриот с установкой реактивного огня на службе. Фото предоставлено автором текста
Характер текущего конфликта довольно сильно изменил классическое применение артиллерии на поле боя, и быстрее всего к этим изменениям адаптируются ребята-сибиряки, ставшие за полтора года спецоперации настоящими профессионалами артиллерийских дуэлей.
— Понимаешь, огневой контакт здесь — это в восьми случаях из десяти контакт «дальнего поражения», — снова поддерживает разговор Боча. — Мы «цепляем» не только войска противника, но иногда достаем и его объекты инфраструктуры военного управления. Недавно мы с нашей «Акации» (2С3 «Акация» — советская 152-мм дивизионная самоходная гаубица, прим. авт.) аккуратно так «положили» прямо в командно-наблюдательный пункт противника на нашем направлении. Просто одним точным снарядом парализовали действия целой мотопехотной бригады, что позволило штурмовым подразделениям ворваться в боевые порядки противника и занять важные позиции.
Начарт показывает на своем командирском планшете видео, снятое с беспилотника. На кадрах видно, как резким всполохом взмывает в небо хорошо укрепленный блиндаж врага.
Простые парни меняют ход целых сражений
Эффективное и точное выполнение боевых задач нашими артиллеристами лишает врага возможности оперативно управлять своими подразделениями, восполнять потери.
Операторы комплексов с беспилотными летательными аппаратами вскрывают перемещение личного состава противника и его подходящие резервы, а наши артиллерийские расчеты наносят по ним точные огневые удары.
Артиллерийские подразделения штурмовой бригады «Ветераны», на 80 процентов укомплектованные воинами-сибиряками, бьют по вражеским пунктам управления, замаскированным оборонительным сооружениям и складам с боеприпасами. Противнику наносится максимальный урон, а собственные подразделения остаются вне зоны прицельного огня вражеской артиллерии.
Простые парни, призванные по мобилизации, добровольцы, такие как Боча, такие как Кот, Густав, своей смекалкой, смелостью и решительностью меняют ход целых сражений.
Они сейчас на передовой, и им как никогда нужна и важна поддержка земляков. Сегодня не время оставаться в стороне. На фронте лишних вещей и ненужных людей не бывает. Каждому найдется применение. Любой может внести свой вклад в общее дело.
Поехать ли добровольцем, помочь ли в сборах гуманитарной помощи, обратившись в Общероссийский народный фронт, решать вам. Главное — не оставаться в стороне и поддерживать наших парней!