Как «пионеры» сосут нашу кровь
«Советская Сибирь» продолжает рассматривать тему влияния массовой культуры на детей
Есть подозрение, что пока в российских школах заявлен курс на патриотизм и «возрождение пионерии» (а что такое «Первые», если не пионеры?), также полным ходом, похоже, у нас идет кампания по дискредитации этой самой пионерии, Советского Союза и истории всей России заодно. С помощью важнейшего из искусств — кино.
Анонс второго сезона сериала «Пищеблок» на всех рекламных щитах города не видел только ленивый. «Пищеблок», снятый продюсерской компанией «Среда», которая с 2008 года производит контент для крупнейших федеральных каналов и онлайн-платформ, — один из самых популярных оригинальных сериалов видеосервиса «Кинопоиск». Всего за несколько месяцев, начиная с премьеры в мае 2021 года, первый сезон сериала посмотрело более одного миллиона подписчиков интернет-сервиса «Яндекс.Плюс». А сейчас, наверное, уже намного больше. Потому что показывали его еще и по телевизору, например на федеральном канале «СТС». К тому же вышел уже второй сезон, а пионеры — по версии авторов сериала, упыри, по сути, — обрели что-то вроде собственной субкультуры, даже в соцсетях. Если вы зайдете, например, во «ВКонтакте», сможете обнаружить там множество фото детей в красных галстуках. Но (спойлер!) это совсем не признак патриотизма.
СССР как кормушка для упырей
Сейчас уже всем понятно, что роман Алексея Иванова, по которому поставлен первый сезон сериала, аллегорически представляет Советский Союз в качестве кормушки для упырей. Суть романа в том, что пионерская организация — прикрытие для вампиров, которые питаются детской кровью. Дети же благоразумно не хотят, чтобы кто-то их высасывал досуха, поэтому с вампирами борются. Хотя, как показывает второй сезон, почти безрезультатно. Вот это самое душераздирающее открытие преподносит нам на телеблюдечке с явно голубой каемочкой платформа «Кинопоиск». И нравится это все, судя по рейтингу платформы, 89 процентам зрителей. Правда, есть вероятность, что рейтинги на «Кинопоиске» искусственно накручены.
Кадр из сериала «Пищеблок»
На полном серьезе дети, которые ведут свои «вложики» (сленговое название видеоблога — Прим. ред.) на «Ютубе», считают, что сериал «Пищеблок» неплохо передает, цитируем: «дух Советского Союза». По «Пищеблоку» в лагерях проводят модные (американского, конечно же, происхождения — Прим. ред.) квесты. А литературная площадка «Литнет» недавно запустила конкурс фанфиков (любительских сочинений по мотивам популярных оригинальных литературных произведений — Прим. ред.) и произведений по вселенной «Пищеблока». При этом важно сохранить советскую (!) эстетику, а в сюжете обязательно должны быть... вампиры. Лучшие работы получат вознаграждение: большая форма, например повесть или даже роман, — 200 тысяч рублей за первое место, 100 тысяч рублей — за второе, 50 тысяч — за третье. Впрочем, недавно по сериалу «Пищеблок 2» уже вышла книга. А около года назад, например, в новосибирском книжном магазине «Капиталъ» проводилась даже литературная встреча по скандальной книге «Лето в пионерском галстуке», которую также можно рассматривать как гей-фанфик на «Пищеблок». Ну то есть как ЛГБТ-пропаганду, помноженную на ненависть к Советскому Союзу.
Писатель же Алексей Иванов, который все это придумал, вовсю разъезжает с гастролями по России, и всюду его принимают с распростертыми объятиями. И неважно, что у нас уже второй год как идет спецоперация, а наши воины бьются под «подозрительно алыми стягами».
Эротика в лагерях
Впрочем, тема «инфернальной и сексуально-патологичной пионерии» появилась не вчера.
В 2001 году Михаил Кононов опубликовал свой скандальный роман «Голая пионерка», действие которого разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Из описания романа: «Главная героиня Мария Мухина, второй номер пулеметного расчета, работает на передовой «женщиной». В 2005 году Кирилл Серебренников поставил по этой, с позволения сказать, книге спектакль с Чулпан Хаматовой в театре «Современник». Кстати, оба они вскоре после начала спецоперации сбежали из России.
В 2013 году команда «Совьет геймс» (Soviet Games) издала компьютерную игру «Бесконечное лето», жанр которой — «визуальный роман с элементами эроге (японские компьютерные игры эротического содержания, обычно стилизованы под рисованную анимацию — Прим. ред.) в сеттинге пионерского лагеря». Герой игры Семён зимой едет на вечер встречи выпускников, садится в автобус и засыпает, чтобы проснуться в бесконечном лете пионерлагеря «Совёнок». Цель игры — помочь Семёну вырваться из лагеря.
Почти 15 лет назад, в 2009 году, вышел аниме-мультфильм «Первый отряд», в создании которого участвовали и российские авторы. И при всей кажущейся беззубости мультфильма уже тогда авторы наградили реальных героев-пионеров сверхъестественными свойствами и превратили их по сюжету в зомби, то есть в живых мертвецов.
Кадр из аниме-мультфильма «Первый отряд»
Все эти «культурные» поделки, по сути, предвосхитили появление как «Пищеблока», так и «Лета в пионерском галстуке». Кстати, в обоих «литературных произведениях» даже есть прямые цитаты из «Бесконечного лета». А у меня, как у профессионального читателя, возникают сомнения: уж не плагиатом ли занимался Иванов, выписывая «Пищеблок»? Напомню, что этот роман был опубликован в 2018 году. И там тоже, как и в «Бесконечном лете», есть лагерь с птичьим названием, герои-пионеры с опасными сверхспособностями и много неуместной эротики.
Красный галстук как красная тряпка
Как характеризует Алексей Иванов свой роман? Из аннотации: «Пищеблок» — простая и веселая история о сложных и серьезных вещах. Есть дети как дети — с играми, ссорами, фантазиями и бестолковостью. Есть пионерство, уже никому не нужное и формальное».
В чем основной посыл «Пищеблока»? Вероятно, в том, что идейные люди, которые думают о других, не о личном, а об общем благе, наверняка в реальности являются исключительно кровожадными упырями — только так и никак иначе.
Главная тема «Пищеблока» даже не превращение пионеров в упырей. Это лишь прием, который используется для профанации образа пионера, опошления. Главная тема — противостояние «свободной» личности «тоталитарному» обществу, взращивание эгоиста и маленького мещанина, неспособного, например, на дружбу, — в романе и сериале у главного героя нет друзей. Впрочем, друзей в принципе нет в романе, нет духа товарищества, бывшего одним из символов пионерии. Здесь каждый сам за себя, за свои интересы. Есть ощущение, что у Алексея Иванова в детстве были проблемы в общении со сверстниками, проблемы с доверием. Но вместо того, чтобы разобраться в своих психологических проблемах, автор теперь транслирует свои детские фобии на бумагу и экран: хоботочек с пятиконечной (!) звездой настойчиво тянется к тоненьким шейкам юных зрителей. И кстати, не только он: фиксация на советских вампирах у современных российских кинодеятелей — нехороший признак. В последние три года у нас и «Карамора» вышел, и «Ампир V», и «Вампиры средней полосы»…
Не многовато ли?
Редакция открыта для дискуссии. С нашими публикациями и видео на обсуждаемую тему вы можете ознакомиться прямо сейчас: