USD 100.2192 EUR 105.8090
 

О смыслах — с оркестром

Светлана ФРОЛОВА
«Хулиганская история и революция всегда идут рядом, нога в ногу», — говорит Александр Петенёв. Фото: Андрей Заржецкий
«Хулиганская история и революция всегда идут рядом, нога в ногу», — говорит Александр Петенёв. Фото: Андрей Заржецкий

В будущем году в Новосибирске появится проект для молодых музыкантов, которым есть что сказать

Лидер группы «Рви меха Оркестр» Александр Петенёв, координатор проекта «СибМузЛаб» Леонид Качалков, а также маркетолог и организатор того же проекта Анна Динельт рассказали в гостях у «Советской Сибири» о новом новосибирском музыкальном проекте, который готовится в нашем городе прямо сейчас. А еще о том, почему современной эстраде нужны новые смыслы.

За деньги — да?

Как рассказала Анна Динельт, идея организовать новый проект возникла у поэта, музыканта и киноактера Александра Петенёва относительно недавно.

— «Рви меха Оркестр», хотя и позиционирует себя как такая «хулиганская» группа, однако старается донести важные смыслы до своего зрителя, — говорит Анна Динельт. — Сейчас на эстраде, в общем-то, очень много совершенно бессмысленного. А хочется, напротив, интересных новых смыслов. Собственно, так и появился этот новый проект: мы хотим дать возможность людям, у которых есть и смысл, и творчество, вой­ти на эстраду и продвинуть свои идеи. Сейчас проект активно оформляется, а стартует он уже в следующем году, в мае.

По словам Анны Динельт, подразумевается, что в проекте будут участвовать музыканты со всей страны — всего около пятидесяти творческих единиц.

— Кроме того, возможно участие и артистов из Центральной Азии, — поясняет куратор. — Суть в том, что музыканты под руководством арт-директора Александра Петенёва будут готовить новые песни, учиться их продвигать, записывать. Лучшие же композиции и работы будут попадать в радиоэфир. По форме это будет такая лаборатория по производству новых смыслов и адаптации уже имеющихся запросов общества. А запрос у общества, как мы начинаем видеть, есть. Мы же понимаем, что сейчас ситуация, у артистов в том числе, часто сводится к строчке известной песни: «За деньги — да!», с таким же смыслом. Но есть и те, кто хочет сказать нечто другое. И вот это нечто другое не попадает в эфир, на сцену, а иногда и вовсе не доходит до реализации. Например, иногда творческие люди не умеют адаптировать свои стихи к музыке, или есть музыка, но нет понимания, как ее продвигать. А почему это лаборатория, а не фабрика? Потому что лаборатория — это процесс и научного познания, и перемешивания разных частиц. И как раз наши приглашенные группы будут внутри проекта создавать свои группы. То есть исполнители из разных регионов внутри лаборатории и создадут группу. А вместе с ней и новое содержание.

Согласитесь, абсурд: государство тратит огромные деньги на образование, в том числе дополнительное, и при этом мы имеем массовую популярность песен типа «За деньги — да!». И проблема в том, что песня эта несет смысл. Другой вопрос, какой. И стоило ли образовывать своего ребенка, чтобы ему в голову в итоге кто-то вложил этот «прекрасный» смысл, который затем стал бы его смыслом жизни?

Бери от жизни… что?

Александр Петенёв солидарен с мнением, что любое творчество — это отражение окружающей действительности посредством художественных образов и смыслов.

— Какое-то событие имеет информационный всплеск, и, когда оно «заходит», интересно создать какой-то образ на основе этого всплеска, например написать песню, — комментирует артист. — Ни для кого не секрет, что события начала СВО у многих из нас просто перевернули сознание. По сути, нас больше двадцати лет учили потреблять, брать кредиты, развлекаться по принципу «бери от жизни все». И в этой парадигме воспитано целое поколение. Развлекательный же контент шел нога в ногу с временными трендами. Все это, безусловно, пора менять.

027-28-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Меньше года назад у группы вышел клип на песню «Русская тоска».

— Эта песня резко выбилась из нашего хулиганского контента, — говорит Александр Петенёв. — Раньше мне было интересно, для меня было логично и гармонично свою точку зрения доносить через сатиру. Но после начала СВО произошло переосмысление вообще всего. В советское время говорили: «Лишь бы не было войны», и люди, которые пережили все эти ужасы, построили в итоге сверхдержаву. А потом произошел развал СССР, и развал в первую очередь идеологический. Вот он и привел людей ко всему тому, в чем мы сейчас находимся. Так вот, был снят клип, в котором есть все: и мое увлечение антиутопиями, исторической литературой, и общение с тем поколением, которое пережило ужасы войны. Вспомнили и моего деда-героя — я, кстати, до пандемии всегда ходил на «Бессмертный полк». Я нашел единомышленников, хорошую актерскую и операторскую группу. Клип в итоге вызвал большой резонанс, ведь нас привычно воспринимают просто хулиганами и рок-н-рольщиками. И резонанс этот возник в том числе среди людей, которые меня окружают. В итоге и появилась идея создать музыкальную лабораторию, в том числе и для переосмысления всего того, что сейчас происходит. Кстати, многие мои слушатели восприняли изменения, которые происходят с группой, очень позитивно. Они согласны с нами.

Мастера и мастерские

Сейчас в России уже существует, например, межрегиональная мастерская для писателей, в том числе для писателей Сибири. В этом году организатором мастерских для начинающих литераторов выступила Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИР) при содействии правительства Новосибирской области.

Как уже писала «Советская Сибирь», суть литературных мастерских в том, чтобы начинающие авторы могли получить представление о стратегиях самопродвижения в издательском мире, а также, например, о ведении профильного телеграм-канала и литературного подкаста. Семинары проводят авторы популярных каналов, подкастов и PR-специалисты крупных федеральных издательств. А теперь профессиональную помощь в «раскрутке» могут получить и начинающие музыкальные коллективы.

По словам организаторов, создаваться проект «СибМузЛаб» будет в том числе с помощью партнерских средств.

— Кроме того, мы постараемся заручиться, если это получится, поддержкой Президентского фонда культурных инициатив. Конечно, наш проект — это в первую очередь общественная инициатива. Но если нас поддержат, будет еще лучше, — комментирует Анна Динельт. — По дислокации: мы планируем, что площадка будет размещаться (конечно, не на постоянной основе) в центре города Новосибирска.

В течение недели раз в году проект будет существовать в очном формате, а затем переходить в онлайн.

— Главная цель нашего проекта — привлечь как можно больше молодых творческих людей, музыкантов к нам в лабораторию, — резюмирует Леонид Качалков. — Хотя корни у нашего проекта и новосибирские, но на самом деле работаем мы со всей страной и даже со всем миром. У нас очень много друзей.

ДОСЬЕ
«Рви меха Оркестр» — новосибирская рок-группа, основанная в 2004 году Александром Петенёвым. Стилистическую принадлежность группы можно определить как синтез ска-панка, регги, блатной песни, латиноамериканского стиля и балканщины. Коллектив активно гастролирует по Сибири (Барнаул, Томск, Красноярск, Иркутск и др.) и, кроме того, вышел на клубные сцены Москвы, Санкт-Петербурга и ряда крупных городов европейской части России. «Рви меха» выступал вместе с Эмиром Кустурицей и The No Smoking Orchestra (Москва, 2010), группой «Рубль» и Сергеем Шнуровым (Омск, 2009) и другими.