USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Новая жизнь «сюрприза для любимой»

Светлана ФРОЛОВА
Алексей Чадаев и Александр Любимов уже проводили мероприятия, посвященные боевому применению беспилотников и военному софту, и знают о самых новейших моделях дронов практически все. Фото: Андрей Заржецкий
Алексей Чадаев и Александр Любимов уже проводили мероприятия, посвященные боевому применению беспилотников и военному софту, и знают о самых новейших моделях дронов практически все. Фото: Андрей Заржецкий

Зачем нам столько дронов и почему ими должен уметь управлять каждый?

На соревнованиях «Дронница», которые прошли в минувший понедельник в рамках интенсива «Архипелаг-2023», новосибирцам показали, как бойцов учат управлять дронами и навыкам боевого применения беспилотников.

Напомним, проектно-образовательный интенсив стартовал на прошлой неделе в мегаполисе при поддержке правительства Новосибирской области. Мероприятие продлится несколько дней, площадка собрала несколько тысяч экспертов в сфере беспилотных технологий со всей России. Меры безопасности предприняты беспрецедентные. Специалисты в этой области сейчас на вес золота. Считай, Новосибирск на стыке июля и августа стал центром обсуждения одной из самых актуальных тем, в том числе в свете интересов обороны. Хотя беспилотие охватит в недалеком будущем чуть не все сферы жизни.

О том, как стать боевым оператором дронов и все ли подходят на эту роль, «Советской Сибири» рассказали директор Института развития парламентаризма, философ Алексей Чадаев и руководитель Координационного центра помощи Новороссии (КЦПН) Александр Любимов.

Учиться, учиться и учиться

Показательные выступления боевых квадрокоптеров «Дронница» (по аналогии с «конницей» — Прим. авт.) состоялись в Новосибирской области в рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2023». Боевой слет «Дронница» провел выездные соревнования специально для участников проектно-образовательного интенсива, в рамках которых состоится подготовка операторов БПЛА.

031-03-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Впрочем, Алексей Чадаев и Александр Любимов уже не раз проводили мероприятия, посвященные боевому применению беспилотников и военному софту. Например, первый Всероссийский слет операторов боевых квадрокоптеров «Дронница», организованный Координационным центром помощи Новороссии, состоялся в Великом Новгороде с 1 по 5 сентября 2022 года. Слет включал в себя как лекции и семинары, так и состязания команд операторов БПЛА. В нем приняли участие более трехсот человек из двадцати регионов России, в том числе из республик Донбасса и Республики Беларусь. В этом году слет также запланирован к проведению в Великом Новгороде в августе.

В Новосибирск оба специалиста приехали для того, чтобы продемонстрировать, как именно обучать людей управлять дронами и организовывать тематические соревнования.

Кстати, КЦПН помогает фронту Новороссии еще с мая 2014 года. Один из способов помощи — массовое обучение операторов беспилотников. Причем управлять БПЛА людей учат прямо на фронте. На сегодня Алексей Чадаев и Александр Любимов подготовили уже более 900 человек для специального боевого применения разного рода квадрокоптеров. Сейчас Алексей и Александр продолжают активно помогать фронту по своей прямой специальности.

Боевой оператор как рабочая специальность

Главная проблема подготовки операторов беспилотников, конечно, связана с их отбором — проще говоря, учить приходится всех тех, кого присылают.

031-03-04.jpg

— Я сам работал как инструктор с весны прошлого года, — рассказывает Алексей Чадаев. — И где-то в начале осени мы прекратили учить бойцов и начали готовить уже инструкторов. Именно по опыту обучения бойцов первая сложность, с которой мы столкнулись, — это отбор. Кого нам присылали? Как правило, тех, кто, в общем, особо ничем не занят. Среди них есть и талантливые бездельники, и не очень талантливые, а также проштрафившиеся, не справившиеся. И вы знаете, есть такое утверждение, что ошибка при отборе делает обучение бессмысленным. Поэтому нужно было сделать очень простую программу. Мы привлекли для разработки типовой, стандартизированной программы людей с опытом работы в среднем специальном образовании. Осмыслили роль боевого оператора как своего рода рабочую специальность. И сделали курс по канонам рабочей специальности, чтобы условно любой Иван, пришедший из села, мог очень быстро понять, где какая кнопка и куда нажимать, что делать и что не делать, по принципу «Раз-два-три».

031-03-03_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

Как уточняет Алексей Чадаев, конечно, это работает для относительно простой коммерческой техники «с большими степенями защиты от дурака».

— Но как только ты начинаешь делать шаг к более сложному беспилотию, с более развитым функционалом, тут же радикально увеличиваются и сроки подготовки, и возникают проблемы, с этим связанные. Две недели назад у нас, например, обучающиеся операторы пропеллеры местами перепутали, когда самостоятельно дроны собирали, в итоге дрон начало мотать из стороны в сторону. И у меня в телеграм-канале есть это видео: этот дрон мне чуть не упал на голову, такой здоровенный, двадцатикилограммовый! Это было эпично.

Все настоящие вещи опасны

По словам Александра Любимова, обычный квадрокоптер не намного сложнее смартфона. Потому что он, по сути, и есть смартфон с «джойстиком».

031-03-05.jpg

— То есть, строго говоря, освоить его может, в общем-то, каждый. Даже ребенок, — комментирует Александр Любимов. — Когда-то умение писать было профессией, а сейчас это навык, который есть практически у всех. На сегодня у нас управление дроном или квадрокоптером не очень распространено. Но через некоторое время оно непременно станет навыком, который есть почти у всех. Другой вопрос, что между условно квадрокоптером и чем-то большим скачок в плане профессионального уровня значительно больше, чем от нуля до квадрокоптера. Поэтому если мы на квадрокоптеры для боевого применения учим четыре дня, то сейчас мы нечеловеческими усилиями «упихали» программу, чтобы за три недели обучить людей летать на дронах FTL (фтулах) с вертикальным взлетом и самолетным полетом.

Александр Любимов уверен, что массовое освоение дронов неизбежно, потому что оно необходимо для победы.

— Следовательно, это нужно делать. А то, что здесь есть какие-то риски, так риски в массовом освоении, например, автомобиля куда больше. И главное, ведут куда к большим потерям, — комментирует специалист.

Не все помнят, но когда-то дронам находили совсем не военное применение, и, возможно, к нему мы еще вернемся. Но, уточняет Алексей Чадаев, «как говорится, человеческая мысль удержу не знает».

— Вот мы, например, все видим в телеграм-каналах массовый сброс различных боеприпасов с дронов. А знаете, с чего все это началось? Какими были самые первые устройства для сброса? Они назывались «сюрприз для любимой» и продавались на популярной торговой интернет-площадке. И предназначались для доставки букетов цветов в окно любимой девушке. Так вот, уже для боевых действий покупали этот «сюрприз для любимой», подвешивали к «мавику» (квадрокоптеру) гранатомет и получался такой «сюрприз». Причем так делали и наши, и украинцы. С этого вообще началась тема сброса. Поэтому все настоящие вещи опасны. Да, есть риск. Но риск того, что наш противник обгонит нас в массовом обучении, значительно больше. Поэтому мы стремимся делать нашу подготовку как можно более массовой, — комментирует Алексей Чадаев.

Сейчас обучение оператора использованию «мавика» занимает всего четыре дня.

— Но это подготовительный класс перед первым классом средней школы, — уточняет Александр Любимов. — Потому что дальше начинается освоение сложных устройств, а на этих же простых устройствах начинаются «миссии» — например, сопровождение колонны, ночной полет с тепловизором, разведка и наблюдение передовой линии, корректировка артиллерии или минометов, чему за четыре дня, конечно, не научишься запросто. За четыре дня ты можешь просто получить базовое представление о том, куда «копать», где и что совершенствовать. А если без шуток, то никаких реальных ограничений в подготовке нет, кроме желания. Смартфон ведь худо-бедно все освоили — теперь им умеют пользоваться даже пенсионеры. Повторюсь, дрон-мавик зачастую управляется именно смартфоном, который приделывается к пульту. Так что если ты освоил смартфон, то работу на двух стиках ты точно освоишь.