Факультеты дорожного строительства по всей стране фиксируют недобор студентов
Нехватка сотрудников с высшим и средним специальным образованием в транспортной сфере стала настоящей проблемой для отрасли. Вчерашние школьники не спешат получать профессии дорожных строителей, а те, кто все же решается поступить в вуз или колледж, не видят для себя перспектив.
Работодатели, в свою очередь, ведут борьбу за кадры, «перекупая» у конкурентов уже работающих специалистов. Согласно статистике, дефицит работников составляет 25 процентов.
Причины и следствие
Проблему кризиса кадров в транспортной отрасли обсуждали на многих площадках Х Сибирского транспортного форума.
Представители вузов и колледжей разных регионов России поделились данными в ходе круглого стола «Кадры: совершенствование подготовки в соответствии с потребностями отрасли».
Сегодня в транспортной сфере работает около 40 тысяч человек с высшим и почти 80 тысяч со средним специальным образованием. Через семь лет потребность в кадрах, по предварительным прогнозам, сохранится на высоком уровне: будет не хватать около 30 тысяч сотрудников с высшим образованием и больше 50 тысяч людей рабочих профессий.
— Идет стагнация рынка, не изменяется контрольная цифра. У нас падает количество обучающихся. Те студенты, которые учатся, выходят на рынок, а нового пополнения нет. Выпускающихся больше, чем входящих. Если 13 тысяч поступает, то 20–25 процентов отчисляется. Мы не сможем обеспечить необходимую цифру специалистов к 2030 году, — рассказал декан дорожно-строительного факультета МАДИ Владимир Надеждин.
Вопрос кадрового голода поднимался и на заседании Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве. Отмечалось, что сегодня остро стоит проблема не только нехватки кадров, но и переподготовки вчерашних студентов, повышения их компетенций.
В числе основных проблем в сложившейся ситуации — устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений, слабая оснащенность мастерских, дефицит педагогических кадров.
Однако для повышения интереса к рабочим профессиям улучшения образовательных программ недостаточно. В отрасли необходимо повышать планку оплаты труда. По данным Росстата, за 2022 год средняя зарплата в нефтяной отрасли составляет 120 тысяч рублей, а в дорожном строительстве — 44 тысячи. Этот вопрос участники форума просили рассмотреть и проработать.
В качестве решения было предложено больше взаимодействовать с молодежью, создавать новые методы подготовки кадров, дополнить профориентационные форматы и организовать трудовую вахту по регионам.
Взгляд со стороны
Вне форума оценку ситуации дал председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко:
— Образовательные учреждения по подготовке водителей, в том числе общественного транспорта, в нашем регионе есть. У нас действует ряд областных программ, по которым все желающие могут пройти обучение или переподготовку и получить права категории «Д» за счет областного бюджета. Также нет проблем с трудоустройством: в городе и области средний недобор водителей в автотранспортных предприятиях составляет порядка 20–30 процентов. Однако повышенный спрос в данном случае не рождает предложение. И причин для этого несколько: низкий уровень заработной платы, отсутствие престижа профессии водителя и возможности предоставлять жилье на время обучения или переподготовки. Отсюда следует, что, несмотря на предпринятые меры, желающих идти в профессию нет. Чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, нужно принять целевую программу по поддержке общественного транспорта. Лишь в комплексе мы сможем решить вопрос и престижа, и заработной платы, и поддержки выпускников, которые только начинают свой профессиональный путь.
Валерий Ильенко также отметил: сегодня средний возраст водителя школьного автобуса — 65 лет. Поэтому приток молодых кадров просто необходим.