Другая сторона асфальта
Как новосибирский подрядчик намерен «одеть» региональные трассы и сколько на это потратит бюджет
Чем российский асфальт отличается от советского, какой хуже и можно ли сравнивать? Производитель назвал причину образования колейности на дорогах.
Ежегодно перед началом дорожных работ в Новосибирске проходит инспекция местных асфальтобетонных заводов. Минтранс мониторит производство, анализирует технологии и проверяет качество материалов. Готов ли подрядчик взять на себя ответственность за качество дорог?
Очередное выездное совещание начальник управления дорожного комплекса министерства транспорта Новосибирской области Антон Мирошниченко провел на заводе дорожно-строительной компании «Дорсиб плюс».
На заводе установлено пять бункеров, в которые загружают инертные материалы — разные типы щебня, отсев. Оттуда состав подается в барабан, сушится, поступает на установку, затем — в мешалку, где смешивается с нефтебитумом. Фото: Алёна Коврова
— Качество дорог зависит не только от подрядчиков, все начинается с изготовления асфальтобетонных смесей непосредственно на асфальтобетонных заводах. Минтранс ежегодно проводит комиссионные выезды, проверяет завод на наличие, условия хранения и складирования инертных вяжущих материалов, инспектирует битумные хранилища и эмульсионные установки. В дальнейшем проводится проверка лабораторий контроля качества, наличие всех аттестатов, сертификатов проверки лабораторного оборудования, готовность к выполнению подготовки смесей, — рассказал Мирошниченко.
Колеи и тонны, причины и следствие
Производство асфальта — трудоемкий и энергозатратный процесс. Все сотрудники предприятия отвечают за износостойкость полотна. Качество контролируется в местной лаборатории. Специалисты показали этапы исследований.
— Контрольные образцы асфальта взвешиваются на воздухе, ставятся на четыре минуты в воду, взвешиваются в воде, потом опять на воздухе, и дальше идет расчет, — рассказывает заместитель гендиректора по качеству Артём Жданов.
Этот асфальт выдерживает нагрузку в 11,2 тонны на ведущую ось. Для сравнения: груженый КамАЗ такого давления на покрытие не оказывает. Фото: Алёна Коврова
В работе сейчас с десяток образцов. Специалисты отмечают: сегодняшний асфальт серьезно отличается от советского аналога. Требования к покрытию изменились из-за существенного увеличения транспортного потока, влияющего на износ. Если раньше проектировщики производили расчеты, учитывая нагрузку на ось в пять-шесть тонн, то сейчас показатель вырос в два раза — до 11,2 тонны на ось. Используя эти параметры, на асфальтных заводах подбирают составы для смесей.
Также сегодня учитывается фактор образования на дороге колеи, ранее таких исследований не проводилось. Сейчас установлен норматив, в котором после 20 тысяч проходов допускается образование колеи в 4–4,5 миллиметра. Больная тема для водителей, но ее решение продолжают искать.
Чтобы асфальт получался прочным и долговечным, необходимы подходящие, хорошо подготовленные составляющие. В частности, инертные материалы — отсев, щебень — и битум. Первое доставляется с местных карьеров и складируется на территории завода практически круглый год. От качества составляющих зависит конечный результат. Продукты должны быть сухими и сыпучими, без вкрапления жидкости или иных примесей, чтобы при смешении набрать необходимую температуру.
— Асфальтобетон набирает прочность в процессе остывания и уплотнения, то есть он дает себя уплотнить, пока не опустился до определенной температуры, — рассказывает первый заместитель гендиректора завода Дмитрий Харланов.
Самый продуктивный и загруженный период в жизни дорожного рабочего — летний. Продолжительность его рабочего дня в среднем составляет 12 часов. В зимний период, когда дорожные работы не ведутся, сотрудники занимаются заготовкой материала и ремонтом техники. Фото: Алёна Коврова
Время на манипуляции с асфальтной смесью ограничено: после ее приготовления она должна быть использована в течение двух-трех часов, причем, если на улице холодно, период сокращается — смесь застывает. Поэтому тот факт, что завод расположен максимально близко от Новосибирска, доставка занимает короткое время, — большое преимущество.
На инспектируемом предприятии одна установка может производить до 100 тонн асфальта в час, общая производительность завода в среднем — одна тысяча тонн в сутки, что, по словам представителя минтранса, позволяет двум бригадам укладывать до девяти тысяч квадратных метров покрытия.
Поиск специалистов «вручную»
За состоянием асфальта в Новосибирске и области следят и представители власти, и общественники, и водители. Выявленные на разных участках дорог проблемы подрядчики, выполнявшие работы в прошлом году, должны устранить до 1 июня.
А с асфальтом, который ляжет на дороги в этом сезоне, проведут целый комплекс исследований: на месте произведут «вырубки», исследуют покрытие на содержание воздушных пустот, толщину, проведут определенный комплекс испытаний, на основании которых сделают вывод о соответствии или несоответствии выполненных работ.
Сотрудники компании «Дорсиб плюс» с этим процессом знакомы и примут участие в проверке. Сегодня предприятие выполняет работу в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД). В планах на текущий год, после заключения контракта с территориальным управлением автомобильных дорог, — отремонтировать два участка автодорог: Р-256 — Черепаново — Маслянино в Маслянинском районе, Сузун — Битки — Преображенка в Искитимском районе. Ранее в Новосибирске подрядчик ремонтировал улицы Первомайскую, Петухова, Никитина, Бердское шоссе, занимался реконструкцией проспектов Маркса и Дзержинского, а также ремонтировал Ленинск-Кузнецкую трассу.
После укатки свежего асфальта ходить по нему можно сразу, ездить на велосипеде и на легковом автомобиле на большой скорости — через восемь часов, через 20 часов допускается движение тяжелых машин. Полностью ограничения на движение транспорта снимаются только через один-два дня. Фото: Алёна Коврова
Одна из острых проблем подрядчика — нехватка кадров. Сегодня в работе задействованы ветераны производства, молодежи почти нет. Чтобы ее привлечь, приходится идти в учебные заведения, брать вчерашних студентов на практику.
— Лично занимаюсь этим вопросом. В этом году у нас работают два выпускника строительного университета. В текущем сезоне будем брать на практику действующих студентов. Вопрос подготовки кадров поднимали на отраслевом совете, в автодорожном техникуме, будем заключать с ними контракт и брать трех-четырех выпускников, доучивать, — рассказал Дмитрий Харланов.
Он же отметил, что зарплаты в сфере дорожного строительства выше средней по региону. По словам собеседника, речь идет о сумме выше 40 тысяч рублей. Много это или мало — показывает спрос на рабочие места. Это пыльная и грязная работа по 12 часов в сутки, и в отпуск летом не уйдешь. Может, поэтому немногие стремятся занять вакантные места.
В ходе инспекции Антон Мирошниченко отметил, что в этом году на 116 объектах Новосибирской области запланированы работы. Более 50 километров дорог будут приведены в порядок досрочно, за счет опережающего финансирования, договоренность об этом достигнута с федеральными органами власти. Всего за предстоящий сезон новосибирским дорожникам предстоит привести в порядок 371 километр дорог не только в регионе, но и в Новосибирске, Бердске, Искитиме, Кольцово, на это в рамках нацпроекта уже выделено 12 миллиардов рублей.
Зачем асфальт кладут в лужи?
Сильные эмоции и критику ежегодно вызывают сообщения об укладке асфальта в снег и в дождь. Почему это происходит и можно ли так делать, рассказал Дмитрий Харланов:
— Сейчас специалистами внесены рекомендации по укладке в пониженные температуры либо в период, когда внезапно пошел дождь. К ним разработчики подошли очень аккуратно. Если есть розлив (лужа), мы должны асфальт не просто уложить, а успеть уплотнить, пока он не остыл до определенных температур. Если дождь моросит, это не страшно. Кстати, дорожные катки орошаются водой для того, чтобы асфальтобетонная смесь не прилипала к вальцам, априори это мелкий моросящий дождь. Асфальт мгновенно не остывает, он приходит на объект с температурой порядка 100–150 градусов. Нет смысла укладывать асфальт в ливень, потому что в этом случае он остынет мгновенно. Его просто не успеют уплотнить. Подрядчику так делать невыгодно. Существуют еще и определенные виды добавок в асфальт, которые используют в условиях пониженных температур. Они позволяют уплотнять асфальтобетон в условиях пониженных температур.