USD 100.6798 EUR 106.0762
 

«Сиговое» лето. Готовься, нельмушка родимая

Светлана ФРОЛОВА
Главный рыбовод предприятия Владислав Перигиреев в профессии с 2005 года: «Я учился на рыбовода, как из армии пришел, и стал работать по профессии. С детства рыбок люблю. Профессию свою люблю за то, что каждый день у нас разный. Мы много ездим, это не однотипная работа. И, конечно, всех рыб знать невозможно, но наших, аборигенных точно всех знаю». Фото: Светлана Фролова
Главный рыбовод предприятия Владислав Перигиреев в профессии с 2005 года: «Я учился на рыбовода, как из армии пришел, и стал работать по профессии. С детства рыбок люблю. Профессию свою люблю за то, что каждый день у нас разный. Мы много ездим, это не однотипная работа. И, конечно, всех рыб знать невозможно, но наших, аборигенных точно всех знаю». Фото: Светлана Фролова

Как благодаря государственной поддержке в Новосибирской области будет увеличиваться вылов рыбы

Наверное, все заметили, что на полках новосибирских магазинов стало больше очень востребованной потребителем местной озерной рыбы. Неудивительно: по итогам 2022 года вылов рыбы в Новосибирской области увеличился на 15 процентов, в том числе благодаря мерам государственной поддержки.

Каждую весну в наши реки и озера выпускаются миллионы личинок будущей нельмы, пеляди и других популярных представителей семейства сиговых. Как это происходит? Экскурсию на место событий в Коченёвский район на минувшей неделе лично возглавил зампредседателя областного правительства — министр сельского хозяйства региона Евгений Лещенко.

Ловись, рыбка, большая и очень большая

В Новосибирской области в последние годы стабильно развивается рыбохозяйственная отрасль. На сегодня в регионе действует более двухсот организаций, занимающихся промышленным и товарным рыбоводством. По итогам 2022 года вылов рыбы составил 14,2 тысячи тонн, в 2021 году — 12,3 тысячи тонн.

021-04-02_M.jpg

Между понтонами плавают чир, муксун и нельма, которым от года до четырех лет. От них на предприятии получают икру. Потом икра здесь же инкубируется шесть месяцев, и из нее получаются личинки. После семи лет продуктивность рыбы снижается, и она выбывает из процесса. Кормят рыбу как на обычном сельхозпредприятии — специальным кормом. Фото: Светлана Фролова

Евгений Лещенко напомнил, что Новосибирская область — край не только степной, но еще и озерный: в регионе более трех тысяч (!) водоемов. «Понятно, что значительная часть из них освоена и используется для рыбоводства и рыболовства, — заметил Евгений Михайлович. — Более 450 водоемов у нас задействовано для этих целей, а рыболовных и рыбоводных организаций более двухсот (товарным рыбоводством занимаются 183 организации, промышленным рыболовством — 46). И чтобы понимать объем этого направления деятельности сельского хозяйства — более двух тысяч человек сейчас работает в этой отрасли. А в сезон, когда идет путина, численность работающих доходит до двух с половиной тысяч. И это, безусловно, сказывается на показателях работы: мы ежегодно прирастаем. И по итогам 2022 года приросли на 15 процентов, это существенный прирост. Понятно, что мы уделяем должное внимание дальнейшему развитию. У нас есть средства господдержки из областного бюджета, которые направляются на развитие рыбоводства и рыболовства», — уточнил министр.

По госпрограмме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области» предприятиям возмещается за счет средств областного бюджета часть затрат на приобретение рыбопосадочного материала, а также технических средств и оборудования.

— У нас давно реализуется пятидесятипроцентная поддержка материально-технического переоснащения рыбоводных и рыболовных организаций. Это также пятьдесят процентов компенсации на рыбопосадочные материалы, — отметил Евгений Лещенко. — Кроме того, в 2023 году предусмотрена новая мера господдержки — возмещение пятидесяти процентов стои­мости приобретенных кормов, комбикормов и кормовых добавок для выращивания аквакультурной (товарной) рыбы, на реализацию которой дополнительно будет выделено три миллиона рублей. Общий объем поддержки из областного бюджета на 2023 год составляет 23 миллиона рублей.

Здесь толстолобик есть

Как подчеркнул министр, значительно увеличившиеся объемы добычи рыбы связаны в первую очередь с зарыблением водоемов.

— Если по прошлому году мы тоже существенно приросли и выпустили 64 миллиона единиц рыбопосадочного материа­ла, то планы текущего года — уже 70 миллионов, — комментирует Евгений Лещенко.

021-04-05_M.jpg

В одном пакете 100 тысяч личинок и 20 литров воды. Личинка в таком мешке с закачанным кислородом может жить до суток при перевозке. В фуру входит 330 мешков — обычно фурами пелядь едет в Казахстан. Фото: Светлана Фролова

Наиболее востребованная рыба на рынке — пелядь. По­этому выращивается больше всего мальков именно этой рыбы. Кроме того, в водоемы региона отправляются и сазан, и карп, и щука. А также наиболее ценные виды, такие как толстолобик и белый амур.

— Эти виды рыб производятся нашими организациями, племенными хозяйствами и выпускаются в водоемы области, — говорит министр. — Например, на Сартлане и Чанах добывается практически три четверти всех объемов рыбы в регионе. При этом водоемы наши уникальны тем, что мелководные, хорошо прогреваются, а кроме того, у них богатая кормовая база.

Зарыбление проводится сейчас практически во всех районах региона. Но наибольшее количество рыбопосадочного материала идет в малые и средние озера — они используются для выращивания именно такого ценного вида рыбы семейства сиговых, как пелядь.

Но мальков в такие водо­емы выпускают не сразу: сначала озеро обследуется на предмет возможности выращивания конкретного вида рыбы. Специальное обоснование рыбоводные организации заказывают ученым. Те проводят необходимые исследования и в зависимости от кормовой базы рекомендуют, какими видами рыб заселять озеро. А кроме того, дают рекомендации, что сделать, чтобы кормовая база стала для этих рыб наиболее эффективной.

— Даже иногда «удобряют» водоемы, почти как поля, — уточнил Евгений Лещенко. — При этом наши водоемы отличаются тем, что у нас экологические требования все практически соблюдаются. И самое главное отличие большинства водоемов Барабы и Кулунды в том, что они слабосоленые. И рыба, которая растет в этих водоемах, защищена от такого опасного заболевания, как описторхоз. В отличие, кстати, от рек, той же Оби. То есть рыбу, которая добыта в Сартлане и Чанах, можно есть без всякого опасения.

И друг степей пелмук

Кстати, прогресс не стоит на месте, и вот уже в новосибирских водоемах начинают обитать совсем уж неожиданные водоплавающие, например пелчир и пелмук.

— На предприятии ООО «Рыбхоз» ведутся эксперименты по гибридизации сиговых видов. Естественно, скрещиваются родственные виды рыб этого семейства: пелядь с чиром, муксуном — пелчир, пелмук, пелчирмук. То есть бывают и тройные гибриды. И вы знаете, зачастую показатели пелчира имеют приростные характеристики, в два раза превышающие показатели «обычной» пеляди. Есть, конечно, еще проблемы с генетикой, чтобы это поголовье было выровненным, но работа ведется. Думаю, что результаты год от года будут улучшаться. И скоро пелчир, возможно, появится в том числе в новосибирских магазинах.

021-04-03_M.jpg

Владислав показывает, как происходит взвешивание личинки — процесс установления так называемого эталона. Масса одной личинки пеляди составляет 2,5 миллиграмма. В бассейне таких личинок до 2,5 миллиона. Фото: Светлана Фролова

Кстати, нашу рыбу очень любят в Европе. И рыбу нашу Европа до сих пор не разлюбила.

— В настоящее время есть определенные логистические проблемы по доставке рыбы. Но наши европейские партнеры даже больше заинтересованы, чтобы эти поставки продолжались. Наш хищник пользуется заслуженным спросом. Есть небольшое снижение по экспорту филе хищных видов рыбы, таких как щука, судак, окунь. Но это не сказалось на объемах производства, и больше рыбы стало поступать на полки наших магазинов — российскому потребителю это только на пользу. Конечно, основная часть все же уходит в столицы: в Санкт-Петербург, Москву. Однако связи сохранились. Пусть по иным логистическим маршрутам, но рыба так же поставляется в Европу и Среднюю Азию. Что касается Европы, наша рыба идет в Швейцарию, Германию, Латвию и даже Скандинавию.

А больше всего в регионе до сих пор добывается карася, окуня, сазана. Кроме того, в немалых объемах ловят щуку и судака. Сам же Евгений Лещенко предпочитает судака и пелядь: «Особенно если пелядь трехлетняя. У нее абсолютно уникальные органолептические характеристики». Проще говоря, пальчики оближешь — вот какая рыбка! И тут мы с министром совершенно согласны.

Главное — вырастить

Добыча рыбы — затратный процесс. Мало кто знает, но в регионе есть даже свой рыболовный флот — порядка 30 буксирных катеров, теплоходов, даже суда с кормовым тралением, более двадцати баркасов, малые суда.

— Конечно, все это дорожает, изнашивается, но пока мы не наблюдаем какого-то колоссального подорожания продукции, которая производится нашими рыбоводными и рыболовными организациями, — отметил Евгений Лещенко.

021-04-04_M.jpg

В дальнейших планах министерства — вовлечение в рыбохозяйственный оборот малых и средних водоемов области, развитие индустриального рыбоводства с применением устройств замкнутого водоснабжения, предназначенных для круглогодичного выращивания товарной рыбы и рыбопосадочного материала в полностью контролируемых условиях, а также активное использование прудового фонда. Фото: Светлана Фролова

Одну из лидирующих позиций на территории Новосибирской области по вылову выращенной товарной рыбы занимает ООО «Рыбхоз». В пользовании предприятия сейчас находится двенадцать водоемов для осуществления товарного рыбоводства и промышленного рыболовства, расположенных на территориях Карасукского, Каргатского, Коченёвского, Купинского, Татарского и Сузунского районов. В основном предприятие занимается как раз пелядью и ее новыми разновидностями. Пелядь интересна еще и тем, что вырастает за сезон до товарного размера. А остальным видам, таким как муксун и нельма, конечно, расти нужно подольше.

— Кроме производства товарной рыбы, мы также являемся основным поставщиком рыбопосадочного материала — личинки пеляди для организаций региона, а также субъектов Сибирского федерального округа. Конечно, расширяться помогает наше региональное министерство. В 2022 году нам возместили 50 процентов стои­мости приобретенного рыбопосадочного материала, — подчеркнул директор предприятия Владимир Калгин.

Теперь производителям рыбы остается ждать комфортного нежаркого лета.

— Если лето будет жаркое, ничего мы не поймаем, то есть рыба просто не дорастет: когда вода нагревается до 28 градусов, рыба перестает питаться и не прибавляет в весе. Сейчас она уже выросла: прошлогодняя рыбка весит 120 граммов, но попадается и позапозапрошлогодняя — те экземпляры уже по кило семьсот. Очень востребована у нас пелядь весом от 120 до 150 граммов, она самая ходовая, — рассказывает производитель.

021-04-06_M.jpg

Икра сиговых добывается в среднем и нижнем течении Оби. Потом она доставляется в Новосибирск, а уже здесь происходят все процессы сохранения, инкубирования (шесть месяцев), получения личинки и, наконец, выпуск ее в водоемы региона. Фото: Светлана Фролова

Кстати, очень много пеляди забирают переработчики из Омска: в Омской области наша пелядь пользуется особой популярностью.

Получается, что основная проблема отрасли (впрочем, как и везде сейчас) — кадры.

— Работать у нас никто не хочет, потому что тяжело: нужно и на холоде, в том числе иногда даже зимним неводом, ловить рыбу. Мало людей идет: все сейчас привыкли сидеть у компьютера. А зарплата у нас зависит от вылова, средняя — 35–40 тысяч рублей. Но работать нужно все равно, — резюмирует Владимир Калгин.

КСТАТИ
Семейство сиговых распространено практически повсеместно. Но при одном условии: водоемы, в которых живет такая рыба, должны отличаться особой чистотой и невысокой температурой воды. Комфортная температура, например, для пеляди не должна превышать 26 градусов.