Тяжёлый металл
Для добычи золота в регионе есть всё — финансы, техника, другие ресурсы, не хватает только людей
У золотодобытчиков стартовал сезон: несмотря на все трудности прошлого года, старатели из Маслянинского района работают на будущее — осваивают два новых участка и ведут разведку очередного месторождения. О том, с какими проблемами приходится сталкиваться, о планах и перспективах дальнейшей работы рассказывает директор ООО «Артель старателей «Суенга» Алексей Дробот.
Природа щедро наделила Маслянинский район полезными ископаемыми — золото в отрогах горного Салаира добывают уже два века с лишним. Говорят, тогда самородки лежали чуть ли не под ногами. Правда это или нет, уже не проверишь, но старатели трудятся здесь и сегодня. Вот только добывать металл стало гораздо тяжелее. Если раньше, чтобы добраться до золотоносных пластов, приходилось снимать по пять-шесть метров грунта, то сегодня приходится зарываться в землю на 18–20 метров.
Холодная весна: плюсы и минусы
— Прошлый сезон выдался для нас достаточно непростым, да и вообще 2022 год по многим причинам оставил негативный отпечаток, — говорит Алексей Дробот. — И это касается не только нашего предприятия, но и отрасли в целом: всего по России недобрали 18 тонн золота. Причин тому много, но, пожалуй, главная из них — произошедший в конце сезона обвал цен. Если в начале прошлого сезона цена на металл была вполне приличной, то к концу она рухнула практически вдвое. Тогда многие компании просто прекратили свое существование, специалисты разъехались, а то и вовсе ушли в другие отрасли. Взять наш Маслянинский район: одно предприятие закрылось, другое балансирует на грани закрытия. Нам удалось продержаться исключительно за счет наработок прошлых лет.
Фото предоставлено Алексеем Дроботом
Действительно, «Суенга» — предприятие в районе, да и во всей Новосибирской области, известное и уважаемое. Оно ведет добычу золота уже почти сорок лет. Сегодня здесь трудится около 120 человек: инженерно-технические работники — круглый год, остальных привлекают на сезон.
— В нынешнем году сезон начался у нас 10 февраля — наши сотрудники заехали на участки и начали расчистку площадей, — рассказывает директор старательской артели. — Конечно, эту весну не сравнить с прошлогодней — она выдалась затяжной и холодной. В этом для нас, золотодобытчиков, есть как плюсы, так и минусы. Безусловный плюс состоит в том, что, когда почва подмерзшая, твердая, вскрышные работы производить значительно легче. Работа идет быстро. Но есть и отрицательные моменты: слишком холодная вода недостаточно хорошо размывает породы, мы несем большие потери. Это, конечно, плохо, но что делать? Надеемся, что с мая погода наладится.
«К сезону подготовились хорошо»
По словам Алексея Дробота, к сезону-2023 артель подготовилась хорошо. В конце прошлого года, как, впрочем, и в предыдущие года, старатели приобрели новую буровую установку, автомобильную и землеройную технику. Предпочтение по понятным причинам отдавали российским образцам: из-за санкций со стороны западных стран в отношении России цены на запасные части взлетели в буквальном смысле до небес, да и ждать их поставки приходится долго, порой чуть ли не месяцами. А лето у нас в Сибири достаточно короткое, каждый день простоя чреват большими убытками. Так что можно с уверенностью сказать: импортозамещение действительно работает.
Бульдозер подает золотоносную породу на промывочный стол — работы на полигонах идут полным ходом. Фото предоставлено Алексеем Дроботом
В конце прошлого сезона «Суенга» начала разработку двух новых участков, на которых предварительно буровой отряд артели произвел геологическую разведку. Согласно прогнозу, на них запасов металла при существующих темпах добычи хватит на несколько лет. Золото на новых полигонах смешанное: частично природное, частично техногенное.
Тут стоит сказать несколько слов о том, что такое техногенная россыпь. Дело в том, что аурум — так по-латыни звучит название драгоценного металла — добывают на земле с доисторических времен. Если говорить о нашей Сибири, то это сотни лет. Ясно, что в то время просто не существовало техники, способной максимально взять металл из породы. И это понятно: лоток старателя девятнадцатого века нельзя сравнивать с современной драгой. Золота в переработанных отвалах оставалось достаточно много. Там оно и лежит до сих пор. Но сегодня благодаря техническому прогрессу появилась возможность его добыть, или, как говорят старатели, взять. Стоит отметить, что перемывать отвалы — это общемировая тенденция.
— Хотя мы только начали разрабатывать наши новые участки, показатели нас вполне устраивают: металл высокопробный, содержание достаточно высокое, — отмечает Алексей Дробот. — Конечно, трудно загадывать, что будет дальше, но мы надеемся, что эти полигоны нас не подведут.
Деды знали, где мыть золото
А еще «Суенга» ведет сейчас разведку нового золотоносного месторождения. Планируется, что к осени разведочные работы будут закончены, и специалисты приступят к подсчетам запасов драгоценного металла и подготовке документов на разработку. Если все пойдет по плану, добыча стартует в 2024 году.
— Наши деды знали, где мыть золото. Думаю, на этом месторождении есть что взять, — резюмирует руководитель золотодобывающего предприятия. — Но существует одна проблема. Для того чтобы успешно добывать металл, сегодня есть все: современная техника, финансы, другие ресурсы. Не хватает самого главного — людей. Впрочем, это беда всей нашей отрасли.
Именно так выглядит шлиховое золото, добытое в Маслянинском районе артелью старателей — красоту и блеск оно приобретет при дальнейшей очистке. Фото предоставлено Алексеем Дроботом
Как рассказал Алексей Дробот, сегодня нехватка квалифицированных кадров — это реальная и, пожалуй, самая острая проблема. Маркшейдеров и горных инженеров в Новосибирске готовит Сибирский государственный университет систем и технологий, но, к сожалению, молодые люди не слишком-то стремятся идти работать по специальности: по признанию многих, они просто не видят перспектив. И поэтому уходят, порой в сферы, весьма далекие от золотодобычи и горного дела. А те, кто в прежние годы составлял костяк артели, в силу возраста уходят на заслуженный отдых, и замены им нет.
Главное — сохранить коллектив
— Помню, когда я сам приходил устраиваться в артель, сделать это было очень непросто: надо было быть очень крутым специалистом, выбирали лучших из лучших. Сегодня ситуация совсем иная: очередь из желающих отнюдь не выстраивается, — констатирует Алексей Дробот. — Хотя мы делаем все, чтобы создать для людей хорошие условия работы.
И это действительно так: сотрудники артели «Суенга» имеют достойную заработную плату, полный социальный пакет, отличное пятиразовое питание и так далее. В коллективном договоре четко прописаны все условия, в том числе и зарплаты.
— Хотелось бы, конечно, чтобы государство обращало больше внимания на проблемы отрасли, гарантировало бы золотодобытчикам приобретение всех добытых объемов по достойной цене, — считает руководитель «Суенги». — Главное для нас сейчас — сохранить коллектив, хорошо отработать сезон, чтобы у людей был нормальный заработок, а предприятие получило перспективы дальнейшего развития.