USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Страданием очистимся?

Инна ВОЛОШИНА
«Ароматная» проблема стоит перед регионом не первый год, но особых результатов пока не видно, и как решать ее, депутатам пока что непонятно. Фото: Андрей Заржецкий
«Ароматная» проблема стоит перед регионом не первый год, но особых результатов пока не видно, и как решать ее, депутатам пока что непонятно. Фото: Андрей Заржецкий

На ремонт очистных сооружений в районах надо десять миллиардов

Поразительно, но факт: винов­ников слива жидких отходов в Искитимском районе так и не нашли. Парламентарии не видят в этом случайности. Ситуация в Завьялово — лишь один пример экологического беспредела, проблема гораздо глубже.

Как доложил областным депутатам на очередном заседании комиссии по экологии новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов, проверку завьяловского инцидента проводила искитимская прокуратура совместно с представителями регионального минприроды. По словам представителя надзорного ведомства, площадь поверхности, на которую сливали содержимое выгребных ям, составляет 105 квадратных метров, место слива — в полутора километрах от села Завьялово. Кстати, там еще река Каракан протекает всего лишь в километре.

Интернат не виноват

Отбор проб показал, что таким способом пытались «утилизировать» отходы четвертого и пятого класса опасности. Изначально предполагалось, что этим грязным делом занимается местный психоневрологический интернат, но проверка показала, что учреждение тут ни при чем: согласно заключенному договору, оно отправляет жидкие отходы на очистку в Искитим, за 75 км. По словам Дмитрия Цуканова, установить виновников происшествия не удалось и сейчас прокуратура ищет собственника участка, чтобы провести рекультивацию.

Как отметил замглавы регио­нального минприроды Алексей Севастьянов, в селе Завьялово и поселке Красный Факел, который находится неподалеку, около 400 подворий, местные жители платят за вывоз кубометра отходов 500 рублей, интернат — вдвое больше. Так что, возможно, виновников надо искать среди тех, кто обслуживает селян.

— Чтобы такое больше не повторялось, необходимо выработать алгоритм вывоза отходов. Либо построить очистные сооружения, — подчерк­нул Алексей Севастьянов. — Кстати, председатель местного сельсовета уже выходил с предложением построить очистные в Быстровке, которые обслуживали бы шесть близлежащих сел. Но не было финансирования. Думаю, самое время начать пошагово решать этот больной вопрос.

Как в средние века

Проблема действительно не нова. Ни для кого не секрет, что в 14 райцентрах области сегодня нет очистных сооружений — никаких. Системы центральной канализации, впрочем, тоже нет. Обходятся средневековыми методами: отходы жизнедеятельности поступают в выгребные ямы, оттуда их откачивают ассенизационные машины, которые потом сливают «ценный» груз куда придется: на поля, в болота или озера. Да и в тех райцентрах, где очистные сооружения имеются, они, как говорится, дышат на ладан. Про сельсоветы же речь вообще не идет.

Напомним, в феврале состоялось выездное заседание комиссии по экологии в Татарске: местные очистные со­оружения, построенные в 1964 году при советской власти, с тех пор ни разу капитально не ремонтировались и по понятным причинам пришли в полный упадок. На ремонт надо 680 миллионов. Кроме того, по словам замминистра ЖКХ региона Евгения Назарова, в 2023 году планируется предоставление субсидии из регионального бюджета на проектирование и строительство канализационно-очистных сооружений в Карасукском, Черепановском, Чулымском, Новосибирском районах, общий объем господдержки — более миллиарда рублей. В целом для приведения в надлежащее состояние систем очистки стоков в муниципальных образованиях, по оценке минЖКХ, требуется более десяти миллиардов рублей и не менее пяти лет. Но это, повторим, касается лишь тех районов, где уже есть канализация. О строительстве новых объектов речи нет: тут, конечно, десятью миллиардами не обойтись. Получается, что в XXI веке практически все жители сельской местности вынуждены сливать продукты своей жизнедеятельности на поля.

«Депутаты требуют конкретных ответов»

— Депутаты очень остро ставят вопросы и требуют конкретных ответов. Сегодня в зале все очень внимательно слушают, какое решение мы примем. Ответ министерства, что «вы деньги выделите, а мы освоим», не пойдет! Что сделано? Где были, с кем встретились, кто отказал? Мы, депутаты, будем знать, с кем работать, когда получим эти ответы. Вижу ситуацию по Новосибирской области, и она на самом деле плачевная, — подчеркнул на заседании экологической комиссии в Татарске депутат Заксобрания Сергей Титков.

Стоит отметить, что еще в восьмидесятых годах прошлого века Сергею Титкову удалось подобную проблему решить: он добился-таки строительства очистных сооружений в Барабинске. Молодой депутат Верховного Совета СССР потратил несколько лет, обивая пороги различных кабинетов, но факт есть факт — очистные были построены.

Значит, сделать это все-таки можно, было бы желание?

Погрузились по уши, а результата нет

Зампредседателя комиссии по экологии Заксобрания Ярослав Фролов предложил вернуться к рассмотрению вопроса о строительстве очистных со­оружений в Быстровке. По его словам, вывоз жидких отходов в Искитим обходится психоневрологическому интернату в Завьялово в десять миллионов в год: надо содержать две ассенизационные машины, платить зарплату водителям, покупать ГСМ и так далее. По мнению парламентария, региональному министерству труда, в чьем ведомстве находится социальное учреждение, есть куда потратить эти деньги.

— Мы уже по уши погружены в эту проблему, но надо понимать, что любое ужесточение правил приведет к ухудшению положения сельских жителей, — отметил депутат Денис Субботин. — Вспомните аналогичный случай в Верх-Туле: если раньше вывоз куба отходов обходился им в 700 рублей, то после принятых мер — в 1100 рублей.

Такая позиция, откровенно говоря, несколько удивляет. Чтобы получить результат, надо предпринимать конкретные шаги, заниматься проектированием, входить в федеральные программы, добиваться софинансирования, изучать опыт других регионов и стран, искать альтернативные варианты. А не оставлять все как есть. Иначе велика вероятность, что в не столь уж далеком будущем Новосибирская область будет представлять собой равнину, по края залитую «жидким золотом», как говорили наши предки. С соответствующим ароматом.

Вся надежда — на учёных

Свой вклад в решение проблемы могла бы внести и наука, недаром Новосибирск считают научной столицей России. Буквально на днях губернатор Новосибирской области Андрей Травников провел совещание с руководителями региональных министерств по обсуждению отраслевых задач для научно-образовательного комплекса Новосибирской области.

— Считаю, что мы недостаточно полно и системно используем то счастье, которое нам досталось в виде научно-образовательного комплекса Новосибирской области, — отметил глава региона. — Поэтому мы начинаем работу в формате научно-технического совета. С определенной периодичностью будем формулировать актуальные исследовательские, технологические задачи и отслеживать их решение силами различных научных организаций и университетов Новосибирской области.

Стоит отметить, что министерство сельского хозяйства региона уже поставило перед учеными задачу по снижению неприятного запаха, генерируемого при разведении сельскохозяйственных животных. Почему бы областному минЖКХ не озадачить научных работников вопросом переработки отходов человеческой жизнедеятельности, чтобы они не представляли опасности для окружающей среды? Наверняка такие технологии уже существуют.