Своё дело: «Это была настоящая пересборка бизнеса»
Благодаря Центру поддержки экспорта новосибирская компания открыла новые возможности в условиях санкций
Как региональному бизнесу найти b2b-клиентов, а по-русски говоря, деловых парт-неров за рубежом в сложившихся внешнеполитических условиях? Своим опытом с нами делятся участники процесса.
В центр «Мой бизнес» Ксения Вырвинская, создатель и руководитель компании «Эколюкс», обратилась, когда возникли, казалось бы, непреодолимые трудности с логистикой товаров. Мы все помним, с какими проблемами столкнулись экспортеры в 2022 году.
— Санкционное давление ударило по нам очень сильно, — говорит глава компании. — Вышло постановление о запрете на вывоз отдельных категорий товаров из страны (постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 311 — Прим. авт.). Мы пришли на работу после мартовских праздников, а у меня машина стоит на границе, и ее не пропускают. Мне очень помог семинар по вопросам логистики в центре «Мой бизнес». Эксперт сказала очень простую фразу, которая расставила все по своим местам: «Остановитесь и поймите правила игры. И тогда все станет понятно!». Первые полтора месяца были очень тяжелыми, я постоянно была на связи с сотрудниками Центра поддержки экспорта. И мы смогли перестроиться! В том числе в этом помогли мои знания таможни. Я знала, что такое сертификат СТ-1, я знала, как его оформлять, и я знала, какие документы для этого нужны. Поэтому многие вопросы с провозом продукции решились.
Напомним, Центр поддержки экспорта Новосибирской области работает в рамках «Моего бизнеса» и ориентирован на реализацию отраслевого национального проекта. Консультационная площадка создана под патронатом правительства региона. А «Эколюкс» — один из примеров, как работает мера господдержки. Организация, о которой идет речь, — часть группы компаний с офисами в России и Казахстане, клиенты предприятия — промышленники.
— Изначально мы стали позиционировать себя как промышленный супермаркет или даже техпортал, где в формате одного окна помогаем промышленному предприятию подобрать качественную продукцию. Мы отбираем производителей и создаем ассортимент. В итоге наши клиенты в одном месте могут найти все, что им нужно, — уточняет Ксения Вырвинская. По ее словам, для предприятий в странах СНГ актуален вопрос, как привезти промышленные компоненты определенных производителей. Дело в том, что не все зарубежные компании готовы работать на экспорт: либо закупки маленькие, либо сложности с оформлением документации. Все-таки специалистов по ВЭД у нас не очень много. Так пришла идея создать портал, который будет решать за клиента все вопросы с поставками.
— Какие услуги вы получали в центре «Мой бизнес»? Какие возможности открылись для вашей компании?
— С центром «Мой бизнес» мы работаем очень плотно и очень долго, — делится собеседница. — Приятно, что там работают профессионалы, которые по-настоящему неравнодушны к твоему делу. Вместе с Центром поддержки экспорта мы съездили в бизнес-миссию в Киргизию. Было организовано порядка шести деловых встреч, итогом поездки стали два постоянных клиента. Я считаю, что это очень хороший результат! В этом году я училась в первом потоке экспортного акселератора в «Сколково». Это была настоящая пересборка бизнеса. Опыт экспертов, общение с коллегами из разных сфер — все это помогло взглянуть на компанию под совершенно другим углом и приблизиться к пониманию своего позиционирования и целей. Также в центре «Мой бизнес» мы получили услугу по автоматизации бизнес-процессов. Кстати, мы были первой компанией, которая заключила договор! Остались очень довольны качеством настройки. В планах расширение штата, сотрудников ищем на hh.ru: центр предоставил бесплатный доступ к платформе.
Надо сказать, у компании есть и собственный опыт по преодолению кризисов. Она открылась в не самый теплый для бизнеса период — в 2009 году.
— Всегда воспринимаю кризисные моменты как чистку рынка, — говорит Ксения Вырвинская. — Компании, которые не думают на шаг вперед, уходят с рынка, и остаются только профессионалы. Кризис — вызов. Сейчас у предпринимателей есть «Мой бизнес», где можно получить бесплатные консультации по ряду вопросов. В 2009 году, когда мы начинали, приходилось рассчитывать исключительно на свои силы. НДС при экспорте товаров — первая большая трудность, с которой пришлось столкнуться. Дело в том, что не все компании своевременно подавали отчетность. Я поняла, что у меня есть пробелы в знаниях, и отучилась на бухгалтера. Читать бухгалтерскую отчетность — это одно, но понимать все процессы изнутри — это совершенно иной уровень погружения в бизнес. Также я прошла обучение таможенному делу и стала сертифицированным специалистом по таможенному оформлению. Я вникала во все бизнес-процессы, и, знаете, это помогает разрешить очень много проблем даже в реалиях 2022 года.