Где обсуждать проблемы?
Комплексная застройка территорий идёт не так активно, как планировалось
Парламент и правительство региона работают над новой законодательной инициативой, которая должна повысить эффективность механизма комплексного развития территорий.
— В первую очередь мы отталкиваемся от потребностей жителей, нуждающихся в расселении из аварийного и ветхого жилья, — сообщил депутат областного Законодательного собрания Никита Галитаров. — Кроме того, программа КРТ (комплексного развития территорий — Прим. ред.) будет распространяться и на обманутых дольщиков. Основная проблема в том, что среди собственников домов, которые были признаны ветхими и аварийными, есть достаточно большое количество граждан, желающих дополнительно нажиться за счет государства, за счет лиц, осуществляющих комплексное развитие территории.
Кто затягивает сроки расселения? Сами расселяемые?
Напомним, в рамках комплексного развития территорий проводится целый комплекс мероприятий, призванных создать благоприятные условия для проживания людей, а также для изменения в лучшую сторону инфраструктуры, мест общего пользования поселений и городских округов. В результате они должны стать на порядок комфортнее и современнее, что особенно актуально, если речь идет об аварийных и ветхих домах, а также о частном секторе, особенно неблагоустроенном.
По мнению депутатов, в первую очередь нужно упорядочить работу, определить сроки реализации и отточить механизм КРТ. Фото: Андрей Заржецкий
Впрочем, комплексно развивать можно территории не только жилой и нежилой застройки, но и незастроенных площадей и прочих — по инициативе правообладателей.
Закон о КРТ Федерация приняла в конце 2020 года, на уровне области аналогичный документ появился в середине 2021 года. Затем в региональный закон были внесены изменения, позволяющие включать в КРТ садовые дома, объекты индивидуального жилищного строительства и блокированной застройки. В последнем случае имеются в виду малоэтажные жилые дома, которые блокируются другом с другом боковыми стенами, но при этом обычно каждый имеет отдельные вход, палисадник, гараж.
Таким образом, с точки зрения депутатов, можно было стимулировать застройщиков активнее участвовать в КРТ, потому что во многих из них, чтобы расселить территории, задействованные в проектах, следовало провести переговоры с гражданами. Как следствие, сроки реализации проектов могли затягиваться на год и более, что по объективным причинам не устраивало бизнес. На очередном заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутатам снова пришлось вернуться к рассмотрению острых вопросов КРТ.
Совместная инициатива властей
Исполняющий обязанности министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков сообщил, что «вся законодательная документация есть»:
— Одиннадцать правовых нормативных актов, которые необходимы для реализации механизма КРТ, были приняты в 2020–2021 годах, — уточнил глава минстроя региона. — Кроме того, с вашей помощью дополнительно был принят закон Новосибирской области о том, что в границы КРТ можно включать индивидуальные жилые дома. Была проведена серьезная работа, такой объем законодательства имеется не во всех субъектах Российской Федерации.
В настоящее время в Новосибирской области под КРТ определена 21 площадка общей площадью 126,9 гектара. Ожидается, что на данной территории можно построить 2 618 000 квадратных метров жилья. Например, только в Новосибирске КРТ подлежат земельный участок на улице Объединения, аукцион на который уже состоялся, и площадки на улицах Игарской в Калининском районе, Грибоедова в Октябрьском районе, возле телецентра в Ленинском районе.
— Сформированы еще проекты решения КРТ жилой застройки в границах Костычева, Степной, Серафимовича, Римского-Корсакова в Ленинском районе. Там площадь 15 гектаров, — рассказал Алексей Колмаков, а затем добавил:
— Существует большая проблема для реализации нашего механизма — рентабельность освоения территорий. Причем это значимо даже для московских компаний, которые в 2021 году изъявляли желание зайти в регион, но, подсчитав, дали обратный ход.
Алексей Колмаков: «Проведена серьезная работа, такой объем законодательства имеется не во всех субъектах РФ». Фото: Андрей Заржецкий
Что касается изменений в региональный закон области, расширивших перечень объектов, которые можно включать в КРТ, то и тут не все так хорошо, как могло бы быть.
— Есть территории, и в Новосибирской области тоже, которые интересны потенциальным застройщикам, но, к сожалению, федеральное законодательство не дает нам возможности принимать территории, где находится только индивидуальное жилищное строительство. Там обязательно должен стоять многоквартирный дом, признанный аварийным. Таких территорий у нас нет.
Алексей Колмаков подчерк-нул, что работы по расселению отдельные застройщики ведут в частном порядке, но темпы оставляют желать лучшего.
— Мы неоднократно обращались и в Минстрой России, и в правительство Новосибирской области с предложениями по изменению Градостроительного кодекса, чтобы была возможность именно такие площадки развивать, но пока федеральное законодательство не поменялось. Поэтому предлагаю совместно выдвигать законодательную инициативу.
Отточить механизм, сжать сроки и привлечь местных инвесторов
От имени депутатов Заксобрания выступил Никита Галитаров.
— Хотелось бы понять, в каком режиме мы с вами будем взаимодействовать для обсуждения этих вопросов, — сказал он. — Количество проблем, с которыми сталкиваются в том числе жители ветхого и аварийного жилья при реализации программы, — обширный перечень. И все это необходимо обсуждать, чтобы совершенствовать законодательство и структурировать работу. Еще одно замечание: вы говорите о московских инвесторах. И у нас в регионе достаточно инвесторов, желающих поучаствовать. И в соседних регионах тоже, не только в Московском. Во-первых, самый главный момент — работа на сегодняшний день не структурирована. Второе: непонятны сроки реализации этого механизма, потому что несовершенство законодательства не позволяет планировать инвестиции. И третий момент: нужно отточить механизм КРТ, чтобы вопрос предоставления земельных участков занимал не полгода-год, а значительно меньшие сроки. Тем более что перечень этих площадок давным-давно есть и у вас в министерстве, и в муниципальных образованиях. На какой площадке мы будем обсуждать все эти проблемы, которых очень много?
В итоге было решено создать рабочую группу, в состав которой войдут представители не только минстроя и парламента региона, но и городского совета депутатов и муниципалитетов. Предложение поддержал и первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панфёров.
— Мы все понимаем важность проектов КРТ на федеральном уровне и для других субъектов (страны — Прим. ред.), — заявил депутат Ашот Рафаелян. Он подчеркнул, что для наращивания темпов КРТ в регионе следует четко понимать, сколько участков выделяется под КРТ и какие изменения еще нужно внести, чтобы ускорить процесс.