USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Воспитать изобретателя

Инна ВОЛОШИНА
Вопрос сотрудничества вузов и производственных компаний обсудили на полях первого международного форума инноваторов IN’HUB. Фото: Андрей Заржецкий
Вопрос сотрудничества вузов и производственных компаний обсудили на полях первого международного форума инноваторов IN’HUB. Фото: Андрей Заржецкий

Чем вузовская наука может помочь отечественной промышленности

Как преодолеть «долину смерти» и сделать так, чтобы университетские разработки не оставались лишь на бумаге или в лаборатории, а приносили реальную пользу, обсуждали участники первого международного форума инноваторов IN’HUB.

Напомним, инновационный форум, который недавно прошел в Новосибирске, организовали Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и компания «Норильский никель» при поддержке правительства Новосибирской области. В работе форума принял участие губернатор Новосибирской области Андрей Травников, о чем «Советская Сибирь» писала в прошлом номере. На форуме прозвучало немало интересных идей и смыслов, поэтому продолжаем тему.

Технологии для конкретных задач

Ни для кого не секрет, что сегодня, в связи со сложившейся геополитической обстановкой, вопросы технологической независимости России выходят на первый план. Для их решения привлекаются все возможные ресурсы, в том числе и вузы. Существует мнение, что именно те, кто сейчас сидит в аудиториях, способны свежим взглядом посмотреть на проблему и предложить нестандартное решение. Но хотят ли сегодняшние студенты изобретать? Можно ли этому научить? И если да, то как это сделать?

— Основная задача изобретателя — открывать что-то новое или находить инновационные пути решения задачи. Причем это происходит в любой области, фундаментальной или прикладной. Ученые изобретают новые технологии на протяжении всей жизни и не задаются вопросом: «Кому они нужны?», — отмечает руководитель мастерской инноваций, профессор Сколтеха Дмитрий Кулиш. — Но сегодня нужны не любые изобретатели, а те, кто готов создавать технологии для конкретных задач. Эту важную мысль Сколтех выносит на национальную повестку.

По словам Дмитрия Кулиша, в рамках обучения в Сколтехе у студентов появляются не только лаборатория и профессиональные педагоги, но и ментор с предпринимательским опытом. Каждый год лучшие группы студентов получают финансовую поддержку, им оплачивают поездки на конференции.

Заказчик не готов к рискам

— Цель любой изобретательской активности — получение реальных результатов инновационной деятельности, — говорит начальник отдела защиты и управления интеллектуальной собственностью НГУ Михаил Демидов. — Но не стоит забывать и об основной функции университетов — подготовке кадров. Наш университет сотрудничает с 37 академическими институтами и более чем с 300 инновационными компаниями — резидентами Академпарка, которые выдают реальную продукцию. НГУ сегодня стремится достичь уровня междисциплинарных проектов — как известно, все прорывные открытия совершаются именно на стыке наук. Если вариться в собственном соку, что-то новое создать сложно.

Михаил Демидов считает, что сегодня есть два пути взаимодействия университетов и промышленности: либо вузы сами предлагают свои разработки, либо выполняют исследования по заказам со стороны внешнего рынка. Как правило, с внедрением разработок, сделанных на заказ, никаких проблем не возникает. В противном случае они зачастую остаются на бумаге. Почему так происходит? Дело в том, что получить результат в лаборатории не значит внедрить его в производство, экспериментатор-исследователь не обладает компетенциями технолога. Чтобы преодолеть «долину смерти», нужны центры инжиниринга.

— Но сегодня заказчик не готов брать на себя риски неисполнения. Иными словами, если результат его не устроит, то работа, выполненная университетом, не будет оплачена, — констатирует Михаил Демидов. — Еще одна проблема: наши студенты лишь после третьего курса идут работать в институты СО РАН, но это опять-таки лаборатории. Возможно, выходом стало бы прохождение практики на промышленных предприятиях.

Три тысячи идей — один стартап

По мнению проректора по научной работе и цифровому развитию ВГУ Алексея Кучерика, ситуация усугубляется еще и тем, что сегодня в России практически нет корпоративной науки. Во времена СССР было множество отраслевых научно-исследовательских институтов, а каждое мало-мальски крупное предприятие обязательно имело собственное конструкторское бюро. Сегодня этого практически нет. Вот и получается, что наука и бизнес говорят на разных языках.

— Бизнес может делать какие угодно запросы, но ученые все равно будут заниматься тем, что интересно им, — считает Алексей Кучерик. — Поэтому и получается, что, по данным статистики, из трех тысяч студенческих идей реально рождается лишь один стартап. Но и эти стартапы конкурируют между собой. А между тем можно сразу принимать заказы от производителя и делать нишевый продукт.

«Эта схема уже работает»

Пока в университетах думают, как открыть вузовским изобретениям путь на производство, некоторые компании сами активно привлекают университеты и научные институты. Как рассказал начальник отдела инновационного развития Западно-Сибирской железной дороги Игорь Симочкин, АО «РЖД» создала систему управления инновационной деятельностью, которая предполагает финансирование инноваций.

— На реализацию инновационных проектов половину средств выделяет железная дорога, а вторую половину — регион, где они реализуются. Эта схема уже действует, к примеру, в Самарской области, — подчеркивает Игорь Симочкин. — Как это работает? Наши подразделения со всей страны формируют перечень нового оборудования, материалов, технологий, которые им необходимы. Этот перечень корректируется ежеквартально, мы информируем власти регионов, вузы, инновационные компании. Только от ЗСЖД, например, поступило 23 запроса. Затем мы рассматриваем поступившие заявки и отправляем их потенциальному заказчику. Если предложенная разработка его устраивает, проводятся ее испытания, поэтому у заявителя уже должен быть опытный образец. Если опыт оказывается удачным, руководство РЖД решает, тиражировать его или нет. Создано единое окно инноваций РЖД, где можно не только посмотреть запросы, но и подать заявку — от себя лично, от вуза или научного коллектива. Мы уже заключили соглашение о сотрудничестве с НГТУ, есть совместные проекты с НГУ, сейчас заключаем соглашение с СибГУТИ.

КОММЕНТАРИЙ
Вадим Васильев, министр науки и инновационной политики Новосибирской области:
— Неоспоримым преимуществом Новосибирской области является деятельность Технопарка новосибирского Академгородка. Здесь создана и успешно реализуется собственная экосистема поддержки высокотехнологичных компаний. Причем начать работу можно буквально с идеи: прорабатывая и обсуждая ее с экспертами Академпарка, есть высокая вероятность либо довести ее до уровня продукта, имеющего хорошую рыночную перспективу, либо создать бизнес, который будет интересен потенциальным инвесторам. Таких «историй успеха» у нас достаточно много. В регионе на базе фонда поддержки инноваций создана и действует система единого окна для инноваторов. Обратившись сюда, любой предприниматель может получить целый пакет услуг, от консультаций до рекомендаций обратиться в региональный и федеральный институт поддержки. А также получить реальную помощь в виде гранта, субсидии, льготного кредитования и даже содействия в выводе продукта на внутренний и международные рынки. Очень важно, что в регионе есть представительства Фонда «Сколково», Фонда НТИ и других федеральных институтов поддержки, взаимодействовать с которыми возможно, не покидая Новосибирска. Реализация инновационного потенциала рассматривается правительством Новосибирской области как один из локомотивов экономического развития региона и наиболее перспективное направление, обеспечивающее рост областного валового дохода.