Не горит, но пахнет
Проблему городских свалок надо решать сообща и очень быстро, буквально в ближайшие пять лет, но как?
Мусорные полигоны Новосибирска переполнены, модернизировать, как требует закон, их нельзя, так как они не входят в территориальную схему обращения с отходами и должны быть закрыты. Кто виноват и что делать, разбирались совместно муниципалы и региональные власти на заседании комиссии по экологии в областном парламенте.
Эта «ароматная» история отнюдь не нова: уже с десяток лет назад всем было понятно, что новосибирские полигоны ТКО «Гусинобродский» и «Левобережный» заполнены под завязку. Но «завязать» не получается — куда свозить отходы в таком случае?
Решить вопрос не удалось и через заключенное правительством концессионное соглашение, которое пришлось расторгнуть, так как концессионер не выполнил свои обязательства. Тем временем мегаполис продолжает производить сотни тысяч тонн мусора. Жители домов, расположенных близ существующих и переполненных свалок, жалуются на возгорания и дурной запах. Полигоны и терпение скоро лопнут.
«Спец» в проектах не спец
— Новосибирские полигоны «Гусинобродский» и «Левобережный» эксплуатирует МУП «Спецавтохозяйство». По закону предприятие должно было создать санитарно-защитную зону вокруг этих объектов, так как они являются источниками выбросов, загрязняющих воздух, — доложил на заседании комиссии новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Дмитрий Цуканов. — Сделано этого не было, дело передали в суд. Есть решение суда, которое предписывает в срок до первого июля 2023 года ответчику обустроить санитарно-защитную зону и привести полигоны в соответствие с требованиями СанПиН, то есть проложить дренажные трубы, перемежать слои ТКО со слоями грунта и так далее.
Дмитрий Цуканов добавил, что «Спецавтохозяйство» предприняло ряд мер, чтобы нормализовать ситуацию: приобрело пожарную машину, установило термодатчики, проводит патрулирование. Пожары на полигоне «Левобережный» прекратились, но санитарной зоны по-прежнему нет, и запах никуда не делся. Прокурор также отметил, что полигон проще закрыть, но закон есть закон.
— «Спецавтохозяйство» присылало нам проект санитарно-защитной зоны, но мы обнаружили там ряд нарушений и не приняли его, — сообщил руководитель управления Роспот-ребнадзора по Новосибирской области Александр Щербатов.
Да потому что, да потому что...
Слово взял директор МУП «Спецавтохозяйство» Андрей Зыков. По его словам, в 2017 году санитарно-защитная зона на «Левобережном» была создана. Изначально предполагалось, что он будет закрыт в начале 2019 года, так как по концессии будут выстроены новые современные полигоны. Как известно, этого не произошло.
— Поэтому нам были выделены дополнительные земельные участки для складирования отходов. Мы сразу начали работы по созданию новой санитарно-защитной зоны, — рассказал Андрей Зыков. — Но сами разработать проектно-сметную документацию не можем, у нас нет таких специалистов. Мы провели конкурс, профильная организация делает ПСД, но это достаточно долго. Что же касается приведения полигонов в соответствие с требованиями законодательства, то на это надо 266 миллионов рублей. А у нас выручка 130 миллионов в год, прибыли — ноль, мы не коммерческая организация. Где мы должны взять эти деньги? Поднять тарифы?
Тут стоит пояснить, что у региона есть инвестиционные программы на подобные цели. Но чтобы в них войти, полигоны должны быть в территориальной схеме обращения с отходами. Однако «Левобережного» и «Гусинобродского» там нет, ведь их должны были закрыть! Получается замкнутый круг. Деньги из регионального бюджета выделить нельзя.
— Я четыре раза писал предложения и отправлял их в областной департамент по тарифам, чтобы войти в инвестиционную программу, и четыре раза получал отказ, — добавил директор МУП «Спецавтохозяйство».
Срок вышел, пора закрывать
Председатель комитета по охране окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова обратила внимание депутатов еще на один аспект.
— Обустроить санитарно-защитную зону не так-то просто, это достаточно длительный процесс, — пояснила Мария Сидорова. — Границы этой зоны устанавливаются расчетными методами. Сначала надо провести замеры проб воздуха, произвести расчеты, подготовить пакет документов, которые должен рассмотреть уполномоченный орган. Потом документы идут на рассмотрение в Москву, и если там одобрят, то еще год надо производить замеры и смотреть, насколько они соответствуют расчетным. И только потом границы санитарно-защитной зоны можно установить. Этот процесс сейчас идет. Но дело в том, что на участках, граничащих с полигоном ТКО «Левобережный», возникают стихийные свалки, ведется незаконная предпринимательская деятельность, и мы ничего не можем поделать, так как это территория Новосибирского сельского района. А местным жителям все равно, откуда запах.
Мария Сидорова резюмировала: срок службы городских мусорных полигонов закончился, мэрия хоть завтра готова приступить к их консервации и последующей рекультивации. Но куда в таком случае девать отходы? Начальник управления благоустройства министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Наталья Аббасова добавила, что ресурсы полигона «Левобережный» практически исчерпаны, а на «Гусинобродском» их хватит еще максимум лет на пять.
Чьи полномочия?
— В соответствии с федеральным законодательством полномочия в сфере обращения с отходами принадлежат субъектам Российской Федерации, — отметила заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко. — Почему «Спецавтохозяйство» должно этим заниматься? Думаю, нам вместе с представителями министерства и мэрии Новосибирска надо собираться и искать решение исходя из федерального законодательства. А то получится, что жителям Новосибирска придется за это платить.
Заместитель председателя комиссии по экологии Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Конько задал вопрос: если полигон «Левобережный» переполнен, то когда он будет закрыт? По словам Натальи Аббасовой, это должно произойти в 2025 году. В свою очередь, Андрей Зыков сказал, что «Спецавтохозяйство» не сможет работать до 2025 года — придется выйти за границы участка.
Возможные пути
Депутат Николай Мочалин поддержал вице-спикера регионального парламента. По его словам, проблема далеко не нова и решать ее, а также принимать меры должны не мэрия и «Спецавтохозяйство», а именно регион. Депутат Игорь Умербаев резонно заметил, что прежде чем закрывать старое, нужно построить новое. Председатель комитета Законодательного собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин предложил выделить 266 миллионов рублей из бюджета и так решить проблему.
— Может быть, стоит внести временные изменения в территориальную схему обращения с отходами? — задалась вопросом Ирина Диденко. — Концессия концессией, но новые полигоны не построишь за один день, а мусор надо куда-то девать.
Также зампред посоветовала активнее привлекать федеральные деньги в рамках нацпроекта «Экология». Тем более что положительный пример уже есть: именно на федеральные средства были приобретены мусорные контейнеры для предприятия «Экология-Новосибирск».
— Комиссия по экологии Законодательного собрания Новосибирской области рекомендует правительству региона в соответствии с федеральным законом 89-ФЗ активнее реализовать свои полномочия по организации нормальной работы полигонов ТКО в городе Новосибирске, — подвел итог дискуссии Сергей Конько.