USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Зарплаты — бюджетникам, жильё — сиротам

Инна ВОЛОШИНА
Сессия Законодательного собрания установила предельный размер резервного фонда правительства Новосибирской области — он будет составлять 5,3 миллиарда рублей. Фото: Андрей Заржецкий
Сессия Законодательного собрания установила предельный размер резервного фонда правительства Новосибирской области — он будет составлять 5,3 миллиарда рублей. Фото: Андрей Заржецкий

Депутаты утвердили первые в нынешнем году изменения в главный финансовый документ региона

Корректировки, вносимые в бюджет, носят ярко выраженную социальную направленность — дополнительные средства будут выделены на увеличение зарплаты бюджетникам, различные социальные выплаты, жилье для сирот, питание для детей-льготников, а также на поддержку сельского хозяйства и ремонт дорог.

Выступая перед сессией регионального парламента, заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко пояснил, почему изменения вносятся так поздно. Дело в том, что небывалое санкционное давление, которое наша страна испытывает последние четыре месяца, сделало неактуальными все экономические прогнозы. Теперь же ситуация несколько стабилизировалась.

Риски есть, формируем резервы

При этом Виталий Голубенко отметил, что переходящие остатки прошлого года позволили наполнить резервный фонд, а также дорожный фонд. Экономика региона сегодня работает стабильно, но трудно сказать, что будет дальше. По словам главы регионального минфина, при плохом стечении обстоятельств бюджет рискует недополучить 16 миллиардов доходов по налогу на прибыль. В зоне риска банковский сектор — по причине западных санкций, обрабатывающие производства — из-за изменившейся логистики, коммерческая недвижимость — ввиду падения спроса.

— Предлагаемый нами законопроект по внесению изменений в бюджет направлен на решение нескольких важных задач, — доложил Виталий Голубенко. — Это меры по преодолению удорожания строительных ресурсов, включающие корректировку ассигнований после ценовой актуализации проектно-сметной документации по объектам 2022 года, а также средства на оснащение вводимых объектов. Далее — закрытие расходов по социальным обязательствам, в том числе оказание мер социальной поддержки некоторым категориям граждан при газификации. Отдельное направление — корректировка средств, связанных с целевыми федеральными бюджетными кредитами, выделенными на инфраструктурные проекты с учетом последних согласований. И наконец, формирование финансовых резервов на обеспечение возможности повышения заработной платы работников бюджетной сферы, своевременной индексации социальных выплат и компенсации дополнительных материальных затрат по государственным и муниципальным учреждениям.

Министр обратился к депутатам с просьбой принять предлагаемый законопроект сразу в двух чтениях, чтобы произвести все необходимые выплаты без задержек.

Приоритет — социальным обязательствам

В своем содокладе председатель комитета Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Фёдор Николаев поблагодарил губернатора и минфин за оперативную работу по вносимым в бюджет изменениям, а также отметил, что депутаты рекомендуют ограничить размер резервного фонда шестью миллиардами рублей вместо 26, как предлагалось ранее.

— Думаю, что высвободившиеся средства резервного фонда правительства Новосибирской области можно было бы направить на повышение коэффициента индексации ежемесячных единовременных денежных выплат ветеранам труда Новосибирской области, — предложил депутат Законодательного собрания региона Александр Александрович Козлов.

На это председатель комитета Законодательного собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Игорь Гришунин отметил, что этот вопрос уже рассматривался на заседаниях комитета. Внеочередное заседание состоится 14 июля, и там обсуждение будет продолжено.

— Остался нерешенным еще один вопрос — по бесплатному питанию в начальной школе, — подчеркнул губернатор Новосибирской области Андрей Травников. — После того как мы перешли на него, у нас сложился разрыв: обычные школьники питаются за одну сумму, а льготные категории получают питание на меньшие суммы. Для того чтобы эту несправедливость устранить, я в виде поправки в бюджет внес сумму 211 миллионов рублей на индексацию стоимости питания для всех школьников, кому положено бесплатное питание.

Понятно и прозрачно

После того как депутаты приняли закон в первом чтении, в перерыве состоялось заседание бюджетного комитета, который рассмотрел внесенные корректировки. По словам Фёдора Николаева, были учтены поправки, внесенные губернатором, а также поступившие от депутатов и включающие увеличение финансирования реализации наказов избирателей и перераспределение средств депутатского фонда.

— При подготовке проекта закона ко второму чтению изменился общий объем доходов в 2022 году — с учетом изменений он составит 258,1 миллиарда рублей. Доходы бюджета планируются к увеличению за счет дотации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сумме 671,8 миллиона рублей, — отметил Фёдор Николаев. — Общий объем расходов областного бюджета в 2022 году также увеличится и составит с учетом поправок 283,2 миллиарда рублей, увеличение между чтениями на 2,8 миллиарда
рублей. Дефицит областного бюджета запланирован в объеме 25,1 миллиарда рублей. Размер резервного фонда установлен в размере 5,3 миллиарда рублей.

Председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив подчеркнул важность бюджетной прозрачности.

— Надо, чтобы все понимали: вот губернатор внес поправку на горячее питание для школьников льготных категорий — понятно сколько, понятно куда. Внес на индексацию зарплат бюджетников — понятно сколько, понятно куда, — прокомментировал принятое решение спикер регионального парламента. — А 26 миллиардов в резервный фонд — это нонсенс. Мы снизили ко второму чтению сумму резервного фонда до 5,3 миллиарда и понимаем, в чем необходимость именно такой суммы, что это за деньги. Сколько на ликвидацию ЧС, сколько на преодоление иных чрезвычайных последствий. Мы нашли приемлемое для всех решение, обе стороны пошли на компромисс, — подчеркнул Андрей Шимкив.

Первые в нынешнем году изменения в бюджет были приняты сессией Законодательного собрания в двух чтениях.

КОММЕНТАРИЙ
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:
— Первые поправки в этом году формировались на фоне неопределенности. С одной стороны, нас радовали растущие до апреля доходы, с другой — на вторую половину года прогнозы не такие оптимистичные. Но социальные обязательства, в том числе с учетом растущей инфляции, мы намерены выполнять полностью. Поэтому были заложены серьезные резервы финансовых средств на второе полугодие. Сейчас часть этих резервов будет направлена на конкретные социальные расходы. Так, запланировано повышение зарплаты бюджетникам, которые не попадают под защиту майских указов, на 10 процентов с 1 июля 2022 года. Также запланированы дополнительные средства на исполнение обязательств перед бюджетниками, уже попадающими под майские указы, с учетом опережающего роста средней заработной платы в нашем регионе. Более того, в бюджете резервируются средства на второе полугодие для возможного повторного повышения зарплаты бюджетникам и первой, и второй категории с учетом факта инфляции к осени.
Закладываются резервы на индексацию различных региональных социальных выплат и материальных расходов сети муниципальных и государственных учреждений. Это достаточно большая сумма, на нее приходится большая часть поправок в бюджет.
Также я вношу поправку и предлагаю добавить 270 миллионов рублей на приобретение квартир для детей-сирот. С одной стороны, это исполнение наших опережающих социальных обязательств, с другой — это антикризисная мера поддержки строительной отрасли, поддержки спроса на жилье.