Следующим поколениям будет проще?
Как новые образовательные стандарты показывают себя в деле
В Новосибирской области в полном объеме восстановили методическую работу, внедрили пилотный проект «Сетевой учитель» и готовы работать с каждым отдельно взятым учителем. Эти и другие резервы намерены использовать для того, чтобы повысить качество образования учеников девятых и 11-х классов уже в следующем, 2023 году.
Итоги государственной аттестации в школах региона подведут после восьмого июля, однако предварительные результаты в министерстве образования Новосибирской области анализируют уже сейчас.
— Еще будут резервные дни, летняя пересдача для ребят, которые не смогли в основные дни получить достойный результат, для того чтобы использовать его для поступления в вуз, — напомнил министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.
Ускорение процессов и новые стандарты
В 2022 году для итоговой аттестации выпускников девятых и 11-х классов в Новосибирской области применили новые технологии: контрольно-измерительные материалы в пункты проведения экзаменов (ППЭ) доставляли по сети Интернет, экзаменационные материалы печатали и сканировали в аудиториях.
— Это ускорило и передачу, и обработку результатов, — отметил Сергей Федорчук. — Мы потратили примерно 42 миллиона на технику, которая для этого была необходима, и сегодня обеспечены всем, что нужно для проведения экзаменов в такой форме. Более того, мы полностью закупили расходные материалы — бумагу и картриджи. Экзаменационная кампания прошла в штатном режиме, организационных и технических сбоев не было.
Другим нововведением текущего года стало использование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС): среднего образования — для 11-х классов и общего образования — для девятых классов. ФГОС начали внедрять в 2011—2012 учебном году, в текущем году по таковым школьное обучение завершили первые выпускники.
— Федеральные государственные образовательные стандарты установили новые подходы к общему образованию, — подчеркнул министр. — Во главе угла ФГОС находится не просто заучивание фактов, дат, формул, теоретических знаний, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа должна научить ребенка самостоятельно или в сотрудничестве с другими ребятами находить необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее, комбинировать данные, строить на их основе гипотезы и проверять их, рассуждать, моделировать процессы, аргументировать свое мнение и многое другое.
Если нет опыта сдачи экзаменов
Как следствие, в регионе изменились требования к результатам обучения, а все модели итоговых экзаменов были скорректированы. Задания были выстроены таким образом, чтобы ребенок не просто изложил учебный материал, а продемонстрировал умение анализировать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Поэтому, по мнению министра образования региона, сравнивать результаты ЕГЭ и ОГЭ текущего года с результатами прошлых лет представляется некорректным. Министерство просвещения России и Рособрнадзор проводить аналогию также не находят возможным.
— Конечно, следующим поколениям, которые придут за этими 11-классниками, будет чуть-чуть проще, и намного проще будет следующим, потому что они попробуют сначала все сдать в девятых классах, — объяснил Сергей Федорчук, комментируя результаты ЕГЭ. — Напомню, что 11-е классы в 2022 году представляет поколение ковидных в кавычках ребятишек, которые в девятом классе ОГЭ не сдавали. Напомню, у нас был период, когда мы просто выдали аттестаты в завершение учебного года по результатам тех отметок, которые ребята получили в период пандемии. Поэтому опыта сдачи экзаменов у них нет.
То есть новые ФГОС и отсутствие определенного опыта, наверное, тоже сказались на результатах. Будем анализировать, в том числе на августовском совещании, принимать определенные меры, чтобы стабилизировать ситуацию.
На ближайшем съезде работников образования обнародуют причины возникновения трудностей и обсудят, как действовать дальше.
В текущем учебном году в регионе не только восстановили работу методических служб, но и провели эксперимент «Сетевой учитель». В школах на селе, в районных центрах, где есть вакансии, математику, физику и другие предметы дистанционно преподавали учителя из ведущих образовательных организаций Новосибирска.
— По первому результату эксперимента уже видно, что в этих школах у ребят результаты лучше, чем были в обычные, прошлые годы, — добавил Сергей Федорчук. — Поэтому, после того как проанализируем результаты всех детей, которые принимали участие в данном направлении, в этой работе, эксперимент масштабируем на всю Новосибирскую область, на все школы, в которых были определенные сложности.
Сопоставимые с общероссийскими
Как и на ЕГЭ, явка на ОГЭ достигала 98 процентов от почти 30 000 зарегистрировавшихся выпускников девятых классов. По обязательным предметам ЕГЭ не сдал 1031 человек. По одному из обязательных предметов такие результаты у 965 выпускников, причем 48 из них не удалось набрать необходимое количество баллов по русскому языку, 639 — по математике профильного уровня, 265 — по математике базового уровня, 13 — по математике на государственном выпускном экзамене (ГВЭ).
Напомним, в этой форме государственную итоговую аттестацию проходят выпускники с ограничениями по здоровью, воспитанники учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и люди в местах лишения свободы. Они пересдали экзамены в резервные дни.
В дополнительные дни, которые запланированы на сентябрь, пересдавать ЕГЭ будут 66 человек, не набравшие нужного количества баллов по двум обязательным предметам.
В целом показатели региона текущего года сопоставимы с общероссийскими. Стало больше учеников, которые на высоком уровне сдали ЕГЭ по литературе, истории, физике, обществознанию.
По русскому языку 100 баллов (максимально возможный результат на ЕГЭ) получили 33 выпускника, по истории — 15, по химии – 12, по математике — девять, по литературе — семь, информатике — три, по английскому языку и обществознанию — по одному человеку.
Традиционно ряды 100-балльников региона пополняют выпускники СУНЦ НГУ, гимназий № 1 и № 6, Второй Новосибирской гимназии, лицея № 22.
— Но меня радует другое, — отметил министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук. — Появилось достаточно много 100-балльников в том числе из сельских школ. Например, из Сарыбалыкской школы Здвинского района, из школ № 1, 13 и лицея № 6 в Бердске, из Плотниковской школы № 11 Новосибирского района, краснообских школы № 1 и лицея № 13, есть из города Оби, ордынской школы № 2, школы № 93 из Барабинского района, школы № 3 и гимназии № 1 Куйбышевского района, Мамоновской сельской школы Маслянинского района, школы № 1 Мошковского района.
Это как раз в копилку того, что и в обычных сельских школах, где нет возможности посещать дополнительные занятия по предметам, а есть только интернет, ребята могут получать очень высокий уровень знаний.