Как нам обустроить авиацию
На каких самолётах и в каких направлениях будут летать новосибирцы, и что по этому поводу думают асы от авиаиндустрии
Потенциал развития туризма в Сибири, и в частности в Новосибирской области, велик. Однако в первую очередь придется наладить хромающее межрегиональное сообщение.
На отраслевом форуме обсудили новые возможности транспортной отрасли России. Среди широкого круга вопросов участники поговорили и о ближайшем — до 2030 года — будущем авиационной отрасли.
Поднять вопросы регионов
Напомним, Сибирский транспортный форум проводится правительством Новосибирской области при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации и комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. В первый день работы форума, помимо цифровизации отрасли, были рассмотрены и другие актуальные вопросы: развитие беспилотных летательных аппаратов отечественного производства, транспортно-логистических коридоров, пассажирского транспорта в современных условиях, передовые решения и новейшие технологии в области дорожного строительства.
В частности, губернатор Андрей Травников принял участие в заседании рабочей группы комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Транспорт» по вопросу организации перевозок воздушным транспортом в Сибирском федеральном округе, прошедшем в рамках IX Международного Сибирского транспортного форума. Заседание провел помощник Президента РФ Игорь Левитин.
— Принята программа правительства, Президент ее утвердил, теперь мы выходим на субъектовые проблемы. В области федеральной авиации все вопросы решены, теперь нам надо поднять вопросы регионов — что сделать, чтобы самолет мог долететь до населенного пункта, который не является хабом, — подчеркнул Игорь Левитин.
Андрей Травников в свою очередь на федеральном уровне представил опыт региона по развитию авиационной отрасли.
— Когда мы планировали развитие аэропорта Толмачёво (имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. — Прим. ред.) как хаба, развивали и дальние направления внутри страны, и ближние. Из Толмачёво можно долететь до Омска, Кемерова, Новокузнецка, Горно-Алтайска, Томска. Там, где радиус небольшой и люди привыкли пользоваться поездом или автомобилем, можно воспользоваться самолетом и уже здесь, в Толмачёво, выбрать дальнейшее направление, — отметил губернатор.
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Игорь Чалик заострил внимание на положительной динамике авиаперевозок, которую демонстрируют в 2022 году аэропорты Сибири.
— Что касается Сибирского федерального округа, здесь ключевыми аэропортами являются Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск. Приятно отметить, что все четыре крупнейших аэропорта Сибири продемонстрировали рост пассажирских перевозок относительно 2021 года — в среднем на 13 процентов, суммарно плюс 169 тысяч пассажиров.
Место Сибири — центральное
Кроме того, авиаперевозчики поговорили о роли Сибири в развитии воздушного транспорта: масштабная конференция «Место Сибири и СФО в авиационных перевозках РФ. Авиация общего назначения в развитии туристического потенциала Сибири» длилась около трех часов.
— Если посмотреть на карту Российской Федерации, то место Сибири и СФО в авиаперевозках прослеживается максимально четко, — начал разговор модератор встречи Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого Агентства «Авиапорт». — Для того чтобы перелететь через всю страну, иного варианта, кроме как воздушное пространство Сибири, просто не может существовать. Сейчас центром развития перевозок в нашей стране стали именно сибирские аэропорты — я напомню, что здесь наблюдается рост объемных показателей перевозок, в отличие от столичных авиаузлов и ряда южных аэропортов, которые сейчас вынуждены временно прекратить свою работу. Сибирь стала для нашей гражданской авиации центром роста. При этом мы прекрасно понимаем, что в любом сценарии у СФО есть очень серьезный потенциал для роста и развития. При сохранении текущих ограничений на авиаперевозки совершенно очевидно, что и далее роль хабов, расположенных в СФО, будет только возрастать. А в случае снижения международной напряженности мы вправе рассчитывать на то, что бум интернет-торговли, который начался и был прерван пандемией, повторится с новой силой. И опять Сибирь станет местом, где будут совершать транзитные посадки грузовые лайнеры авиакомпаний из разных стран мира. Поэтому в любом случае место Сибири — центральное.
Но есть еще один фактор, который, безусловно, нужно учитывать. И о нем также напомнил Олег Пантелеев:
— Сибирь не только может и должна быть центром обеспечения транзитных перевозок. Сибирь в состоянии генерировать мощные потоки. И один из факторов, который влияет на потенциал этого сегмента, это развитие перевозок на региональных и местных авиалиниях, которые будут подпитывать магистральные перевозки. И что очень важно, огромный туристический потенциал Сибири можно будет в полной мере реализовать только лишь в том случае, если будут развиваться и активно распространяться географически перевозки на региональных и местных авиалиниях, — подчеркнул он.
Олег Пантелеев также заметил, что все основные природные красоты Сибири, к сожалению, труднодоступны — по земле туда добираться проблематично.
— Воздушные сообщения откроют для массового туриста все те сокровищницы, которыми богата сибирская земля, — резюмировал он.
Куда садиться?
Что же необходимо для развития перевозок на региональных и местных авиалиниях? В первую очередь, конечно, аэропорты.
Например, в своем докладе коммерческий директор АО «Аэропорт Толмачёво» Станислав Таравков сообщил собравшимся, что Толмачёво является крупнейшим региональным хабом России — сейчас он занимает пятое место по пассажиропотоку, а маршрутная сеть насчитывает более ста направлений, от Дальнего Востока до северо-запада и юга страны.
— Мы являемся крупнейшим стыковочным узлом всех регионов России, — заявил Станислав Таравков. — Наш транспортный поток в 2021 году составил 2 миллиона пассажиров. В силу обстоятельств сейчас у нас развита маршрутная сеть в дружественные страны. В планах — к 2030 году достигнуть 11 миллионов пассажиров в год.
Станислав Таравков рассказал о реконструкции одной из двух взлетно-посадочных полос новосибирского аэропорта. По его словам, реконструкцию первой искусственной взлетно-посадочной полосы новосибирского аэропорта Толмачёво планируется провести в 2027—2030 годах. Полоса класса «А» длиной 3,6 тысячи метров и шириной 60 метров будет оборудована для точного захода на посадку третьей категории. Проектно-изыскательские работы будут проведены за счет средств аэропорта. Реконструкция ИВПП-1 — это лишь часть реконструкции аэропорта Толмачёво, которая началась в 2019 году.
На чём летать?
Как отметил заместитель директора по стратегическому планированию АО «Авиакомпания «Сибирь» Константин Пьянков, в прошлом году компания смогла выйти на допандемийный уровень перевозок — фактически перевезли 18 миллионов человек.
— Притом что сама структура перевозок серьезно поменялась: мы гораздо реже летали заграницу. Фокус внимания смещался с центрального региона на восток, и очень активно росла наша полетная программа из Новосибирска, — начали делать акцент на Иркутск, — сообщил он. — И несмотря на все обстоятельства, мы уверены, что объемы перевозок у нас не просядут: помогала нам в этом широкая маршрутная сеть. Уже трудно найти точку, куда мы еще не летаем из Новосибирска. В этом году открыли, скажем, рейсы в Ижевск и Тобольск, скоро и в Анадырь полетим, то есть полностью «закроем» Дальний Восток. И в центральной России не останется городов-миллионников, которые не соединены с Новосибирском. В текущем году мы ожидаем, что наш пассажиропоток достигнет 5 миллионов. И это исторический рекорд. Большую долю из них составляют, конечно, транзитные перевозки.
Константин Пьянков также отметил, что в ближайшие два-три года возможности авиаперевозчиков будут скромными с точки зрения увеличения объемов предложений.
— Если дать людям возможность летать дешевле, то больше желающих сможет пользоваться этими услугами. И перевозчики будут чувствовать себя более уверенно, открывая новые рейсы. Не пункты даже массового туризма, а более нишевые маршруты, — сказал он. — Но безопасность полетов не то, чем может пожертвовать авиаперевозчик. Именно поэтому в какой-то момент мы будем вынуждены ради поддержания необходимого уровня безопасности полетов разбирать одни самолеты, чтобы другие продолжали летать. Понятно, что это может быть краткосрочный период, однако мы будем в этом периоде жить, и некоторое проседание произойдет. Но, условно, в конце февраля все выглядело страшнее, чем сейчас. Думаю, к августу ситуация будет иной, найдем пути решения проблем, которые на нас свалились. И серьезного проседания пассажиропотоков, я думаю, мы не увидим.