Контрольно-счётная палата проверила исполнение бюджетов высокодотационных муниципальных образований
Нарушений год от года становится меньше, но они есть, и их главная причина — отсутствие квалифицированных кадров. Вся надежда на принятие федерального закона, который позволит объединить высокодотационные муниципальные образования в муниципальные округа.
Члены комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности заслушали отчет областной контрольно-счетной палаты об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований Доволенского, Карасукского и Чановского районов за 2020 год.
— Мы проверили 24 поселения в трех районах, и хочу отметить, что количество типичных нарушений снизилось, — подчеркнул аудитор Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Сергей Мартынов. — Если раньше мы ежегодно отмечали нарушения норматива расходов на содержание органов местного самоуправления, то в текущем году ни у одного из проверенных объектов таких нарушений не выявлено. Сохраняется ряд процедурных нарушений, связанных с принятием и содержанием муниципальных правовых актов, определяющих как бюджетный процесс, так и нормирование в сфере закупок, содержание бюджетных документов, росписей, реестров, смет. Большие проблемы в бюджетной отчетности. До сих пор многие объекты недвижимости, дороги, участки не отражены в бухгалтерском учете, хотя еще несколько лет назад была проведена работа и зарегистрированы права собственности на эти объекты.
По словам Сергея Мартынова, еще ряд нарушений связан с тем, что не везде правильно распределены полномочия, например по тепло- и водоснабжению. Полномочия уже давно должны быть переданы на уровень района. Причем в Карасукском районе с этим все в порядке, а вот в Доволенском и Чановском — нет. На балансе сельских поселений порой находятся библиотеки и фельдшерско-акушерские пункты, что тоже неправильно. С точки зрения Сергея Мартынова, решить все эти проблемы помогло бы объединение муниципальных образований в муниципальные округа, тем более что уже принят в первом чтении федеральный закон о местном самоуправлении. Этот закон предусматривает автоматическое преобразование муниципальных районов в муниципальные округа до 2028 года по мере истечения полномочий представительных органов муниципальных образований.
— Основные вопросы, которые я для себя отметил, читая отчет, — отсутствие нормативно-правовых актов, связанных с закупками, в ряде муниципальных образований, низкие ставки местных налогов. Как можно на это повлиять? — задал вопрос председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев.
Заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко ответил, что такие рекомендации есть во всех администрациях поселений. Но не везде имеются квалифицированные кадры и высокий уровень исполнительской дисциплины. В этом смысле федеральный закон о местном самоуправлении очень бы выручил — объединение можно было бы провести, не дожидаясь 2028 года.
Решением комитета министерству финансов региона рекомендовано продолжить методологическую разъяснительную работу по разработке и применению нормативно-правовых актов с учетом замечаний, зафиксированных в отчете КСП по результатам проверки бюджетов высокодотационных муниципальных образований Доволенского, Карасукского и Чановского районов Новосибирской области.