Цель — построить, а не заработать
Депутаты рассмотрели перечень объектов, в отношении которых планируется заключить концессионные соглашения
Парламентарии порекомендовали при заключении концессий учитывать положения областного закона, который ограничивает бюджетные ассигнования на концессии и ГЧП — не более 2,5 процента доходной части областного бюджета.
Вопрос о перечне объектов, в отношении которых предполагается заключить концессионные соглашения, обсудили на заседаниях трех профильных комитетов, а также на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. Напомним, что этот перечень утверждается региональным парламентом каждый год и носит декларативный характер. Иными словами, утверждение перечня вовсе не означает, что концессии будут заключены, — предложений от инвесторов может и не последовать. Тем не менее любой вопрос, касающийся концессий, всегда вызывает в депутатской среде бурные дискуссии.
Про «любовь» и не только
— В нынешнем году в перечень входят 23 объекта, — сообщил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. — Это спортивные комплексы в Дзержинском, Ленинском, Советском, Кировском, Октябрьском и Калининском районах Новосибирска, а также в поселке Линево Искитимского района, городе Черепаново и поселке Ордынское. Также в список входят региональный центр сноуборда на улице Немировича-Данченко и две ледовые арены — на улицах Пархоменко и Связистов. По концессии планируется построить четыре объекта по обращению с ТКО — в Куйбышевском, Каргатском, Тогучинском и Татарском районах. А также три школы — в селах Марусино, Толмачево, на улице Забалуева в Новосибирске. Кроме того, в перечне значится один объект здравоохранения — областной онкологический диспансер.
Депутат Вадим Агеенко призвал коллег поискать другие подходы для строительства важных для региона инфраструктурных объектов. Фото: Андрей Заржецкий
Депутат Вадим Агеенко заметил, что полигоны ТКО в районах области из года в год попадают в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, однако, как говорится, воз и ныне там.
— Может быть, стоит поискать другую модель? Ведь наша цель не дать кому-то заработать, а построить столь нужные для региона объекты, — подчеркнул он. — Хотя бы и за счет бюджета. Речь идет не о таких уж больших суммах, это 100, 150, 200 миллионов рублей. Если в год по полигону строить, сколько бы мы уже построили. Или, допустим, если в бюджете нет средств, можно взять бюджетный кредит под 4 процента и построить полигоны. Что у нас за любовь такая к концессиям? Хочу напомнить, что в годы советской власти они были только первые пять лет, когда надо было запустить производство после разрухи и дать людям работу, а потом их отменили.
Вопрос о полигонах ТКО задал также председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Федор Николаев.
— Ситуация как-то продвигается с точки зрения реализации проектов? Есть вопросы в Тогучинском районе, общественность задает вопросы по поводу размещения полигона, — сказал депутат.
Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка ответил, что потенциальный инвестор есть, встреча с ним уже состоялась.
— Более точную информацию мы предоставим в самое ближайшее время, — заверил депутатов Сергей Семка. — Так или иначе, ситуация продвигается. А переходящий объект в Северном районе в этом году мы завершим.
А где налоги?
В свою очередь, Лев Решетников констатировал, что сегодня инвесторов выбирать особо не приходится. Другое дело, что хотелось бы видеть в роли концессионеров местные компании. В последнее время ситуация начинает меняться: в инфраструктуру наконец-то стали вкладывать огромные деньги, и некоторые новосибирские компании проявляют интерес к предлагаемым проектам.
Председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Терепа посоветовал привлекать к концессиям новосибирские компании. Фото: Андрей Заржецкий
— Надо понимать, что у новосибирских компаний возможности вхождения в концессии несколько иные, чем у федеральных игроков, — отметил председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Терепа. — Этот вопрос нам придется как-то решать.
Первый заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов поинтересовался, куда именно пойдут налоги.
— Мы тоже только учимся работать с таким инструментом, как концессия. Но мы принимаем решения на сессии, значит, с нас и будет спрос, — сказал первый вице-спикер. — Понятно, что новосибирские компании будут платить налоги здесь. А федеральные фирмы?
Первый вице-спикер регионального парламента Андрей Панферов высказал озабоченность по поводу того, куда потенциальные концессионеры будут перечислять налоги. Фото: Андрей Заржецкий
Глава регионального минэкономразвития заверил депутатов, что большая часть налогов остается в Новосибирской области, в частности налог на имущество. Лев Решетников также отметил, что министерство стимулирует инвесторов регистрировать свои предприятия у нас, но вообще-то это право компании.
Кредиты и строительство
У депутатов также возникли вопросы относительно строительства школ. Заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Ирина Диденко поинтересовалась, кто именно пожелал стать концессионером. Как сообщил Лев Решетников, это ООО «Пятая концессионная компания «Просвещение», по проекту которой в прошлом году уже запланировано строительство шести школ.
— Мы в прошедшем году очень много работали и над проектами ГЧП, и над проектами концессионных соглашений. В этом году по многим из них начнется активная строительная фаза, — отметила Ирина Диденко. — В рамках реализации бюджетных кредитов по ряду объектов заложены деньги в бюджете, в том числе на строительство семи поликлиник. На 2021 год — один миллиард, на 2022-й — 2,08 миллиарда рублей. В том числе за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. На что пойдут эти средства?
По словам Льва Решетникова, в соответствии с соглашением предусмотрен капитальный грант на строительство, и бюджетные инфраструктурные кредиты есть возможность направить на эти цели. Что и было сделано в 2021 году, сумма составила 500 миллионов рублей.
— Как можно трансформировать бюджетные кредиты в строительство? Не в инфраструктуру, а в строительство? Соответственно, должна уменьшиться составляющая коммерческого кредита? — задал вопрос председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.
На вопрос спикера ответил заместитель председателя правительства — министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко. По его словам, закон это допускает.
— По условиям предоставления федеральных бюджетных кредитов одно из направлений, куда регион их может бюджетировать, — реализация государственно-частных проектов, — уточнил Виталий Голубенко. — Это не обязательно должно быть развитие инфраструктуры. Рассматривается поддержка любой частной инициативы, и ГЧП как модель подходит под возможность использовать такой кредит. Полагаю, что, если мы идем на поддержку частного партнера по его финансовой модели, соответственно, с нашей стороны это будет увеличение капитального гранта, значит, с его стороны беспроцентных денег должно быть больше. Соответственно, кредитное плечо должно сократиться.
Существенные дополнения
Депутат Ирина Диденко отметила, что перечень объектов, предлагаемый областным минэкономразвития, является декларативным, и предложила представить его на рассмотрение очередной сессии, но с существенными дополнениями.
— Во-первых, при заключении концессий учитывать положения областного закона, который ограничивает бюджетные ассигнования на концессии и ГЧП размером в 2,5 процента от доходной части областного бюджета, — подчеркнула Ирина Диденко. — Во-вторых, необходимо принимать во внимание требования федеральных нормативно-правовых актов. Так, 31 декабря 2021 года подписано постановление о том, что при значительном увеличении стоимости концессии, а именно более чем на 30 процентов, документы должны проходить через УФАС. Чтобы избежать тех моментов, которые мы видели в ГЧП по поликлиникам. И третье: необходимо разрабатывать документы таким образом, чтобы после заключения не пришлось менять техническое задание. И такое тоже бывало.