USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Такое отношение обидно…»

Наталья ИВАНОВА
Чтобы добраться до перронов на главном железнодорожном вокзале столицы Сибири, нужно преодолеть и спуски, и подъемы, что в общем-то нипочем молодому и сильному человеку. А вот для немощного это может стать испытанием. Обратите внимание по пути на платформу: не нуждается ли в вашей помощи кто-то из пассажиров? Доброе дело не составит великого труда, но дорогого стоит. Фото: Андрей Заржецкий
Чтобы добраться до перронов на главном железнодорожном вокзале столицы Сибири, нужно преодолеть и спуски, и подъемы, что в общем-то нипочем молодому и сильному человеку. А вот для немощного это может стать испытанием. Обратите внимание по пути на платформу: не нуждается ли в вашей помощи кто-то из пассажиров? Доброе дело не составит великого труда, но дорогого стоит. Фото: Андрей Заржецкий

Житель Барабинска выразил недоумение: почему, если инвалид не предупредил заранее о своем прибытии, он остается без помощи сотрудников вокзала? «Неужели регламенты важнее человека?» — вопрошает наш земляк

Почти семь процентов населения Новосибирской области, то есть 190 тысяч человек, имеют инвалидность.

Те из них, кто живет в районах, нередко вынуждены приезжать по делам в областной центр. Чтобы на вокзале получить помощь с посадкой-высадкой, инвалид должен предварительно сделать заявку. Однако, как показывает жизнь, предусмотреть все не может никто. И в одном случае сотрудники закроют глаза на нарушение регламента и помогут, а в другом — порекомендуют заказать услугу и ждать.

Об одном таком происшествии рассказал читатель газеты «Советская Сибирь» Андрей Орехин.

Андрей Трофимович живет в Барабинске, он инвалид. 21 октября отправился в Новосибирск, чтобы забрать специальную обувь, без которой ходить попросту не может и которую делают на заказ только в столице региона. На обратном пути все и произошло.

Наш собеседник почти кричит в трубку, что раньше на вокзале Новосибирск-Главный можно было предъявить полис обязательного медицинского страхования и подождать поезда в зале повышенной комфортности. В этот раз дежурный по вокзалу на просьбу ответил отказом. В сопровождении на перрон барабинцу не то чтобы отказали, а, узнав об отсутствии заявки на данное время, предложили оформить ее и ждать. Сообщив дежурному свой номер телефона, чтобы ему помогли сесть в поезд, инвалид отправился к лавочкам. В зале ожидания он провел пять или шесть часов. К сожалению, при посадке ему так никто и не помог. Но больше всего, говорит Андрей Трофимович, его расстроило даже не это, а резкий тон собеседницы в униформе и равнодушие окружающих.

Все должно быть по порядку

Газета «Советская Сибирь» направила вопрос администрации вокзала Новосибирск-Главный. Ответил начальник Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Кирилл Меньщиков. Он сообщил, что маломобильным пассажирам действительно бесплатно предоставляются помощь и сопровождение, если они предварительно (не позднее чем за 24 часа до момента оказания услуги) оформили заявку в центре содействия мобильности ОАО «РЖД» (ЦСМ РЖД). Заявка принимается, если у пассажира уже имеется проездной документ. Если билет есть, нужно позвонить по бесплатному номеру 8-800-775-00-00 (добавочный 3 — по подсказке автоответчика). Заявки оформляют круглосуточно, без выходных.

«При формировании заявки в более поздний срок, а также при личном обращении маломобильного пассажира к работнику вокзала позже вышеуказанного срока (24 часа. — Прим. автора) оказание помощи также возможно, однако при совпадении времени предоставления услуг по нескольким заявкам или обращениям маломобильных граждан в первую очередь выполняются заявки, заблаговременно поступившие из ЦСМ РЖД», — объяснил Кирилл Меньщиков.

Подробная информация размещена и на сайте ООО «РЖД» в подразделе «Пассажирам с ограниченными возможностями» раздела «Пассажирам». Правда, не все граждане изучают сайт железной дороги и обычно путешествуют по старинке, максимум научились заказывать билеты онлайн. Андрей Трофимович билеты покупает в кассе на вокзале. Причем, приехав в Новосибирск, приобретать обратный билет сразу барабинец не стал, поскольку из-за проблем с ногами ему трудно быть уверенным в том, что успеет к определенному времени.

Компания провела целое расследование

Как ответил начальник Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, по факту неоказания помощи маломобильному пассажиру было проведено расследование, в рамках которого изу­чался архив видеонаблюдения вокзального комплекса. Установлено, что 22 октября Андрею Орехину помогали сотрудники вокзала и предварительная заявка была сформирована по всем правилам: за номером 610692 ее создал 21 октября дежурный помощник на вокзале в Барабинске.

«Также установлено, что дежурный помощник начальника вокзала Денисова В. Б. при обращении к ней Орехина А. Т. 22 октября 2021 года предлагала помочь в оформлении обратной заявки в ЦСМ РЖД, но пассажир отказался, так как у него еще не было проездного документа. От помощи в оформлении проездного документа Орехин А. Т. также отказался, так как не знал, когда вернется из города на вокзал и на каком поезде сможет поехать до станции Барабинск», — сообщил Кирилл Меньщиков.

Чтобы восстановить цепь событий, проверяющие прослушали архив аудиозаписей регистратора дежурного помощника вокзала. «Маломобильному пассажиру Орехину А. Т. руководством вокзала неоднократно при личных беседах была предоставлена информация о порядке оказания помощи маломобильным пассажирам, предлагалась помощь в оформлении заявок, но мнение пассажира, что его не хотят обслуживать, не менялось», — указал в ответе на запрос редакции Кирилл Меньщиков. И добавил, что при посадке и высадке из вагона поезда помощь Андрею Трофимовичу оказывали и 6, и 10, и 22 октября.

Заплакал и пошел

Редакция внимательно изу­чила ответ руководителя Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов, после чего снова связалась с Андреем Трофимовичем по телефону. Оказалось, что в начале ноября он принес письменную жалобу заместителю начальника вокзала. «А она нагрубила и мою жалобу порвала, в лицо бросила, — вспоминает Андрей Трофимович. — Больше всего обидно от такого отношения, оно к инвалидам изменилось, раньше директор вокзала мне даже номер своего сотового телефона давал, чтобы я мог обратиться напрямую, если возникнут затруднения с оказанием мне помощи как инвалиду».

Кто-то скажет, все это эмоции и на каждого не хватит сострадателей. Ой ли?

Непонятно, почему по-человечески нельзя откликнуться на просьбу одного конкретного инвалида? По информации компании, в октябре текущего года свыше 500 маломобильных граждан получили помощь на вокзале Новосибирск-Главный. И действительно, это существенная цифра. Услуга работает. Более 500 человек остались довольны и благодарны. Нам важен каждый. И барабинец Орехов не исключение. Что-то подсказывает, в его положении может оказаться кто угодно и когда угодно. Все под Богом ходим.

Заметим, что по поводу этой ситуации возникает еще один вопрос, уже ко всем нам: нежели никому вокруг не пришло в голову предложить свои услуги, неужели никто не обратил внимания на одинокого, расстроенного, почти беспомощного человека?