USD 102.5761 EUR 107.4252
 

В пандемию стоит привести в порядок мозги

Светлана ФРОЛОВА
Психолог центра «Я АКТИВ!», Виктория Томилина за работой. Фото: предоставлено Викторией Томилиной
Психолог центра «Я АКТИВ!», Виктория Томилина за работой. Фото: предоставлено Викторией Томилиной

К кому обратиться, оказавшись в глубоком психологическом провале, можно ли это сделать бесплатно и онлайн?

Пандемия предельно обострила все проблемы, которые и без того уже давно зрели в обществе.

Сложно сказать, какой категории граждан сейчас требуется больше поддержки. Иногда руки совсем опускаются, но в этот момент главное — не терять надежды и времени и обратиться в службу, где всегда выслушают и поддержат вас, помогут справиться со сложной жизненной ситуацией. Причем совершенно бесплатно. И таких служб становится все больше.

Как стать активным

Важно отметить, что в Новосибирской области давно действует единый телефон доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122. Круглосуточно, анонимно и бесплатно житель любого населенного пункта страны может позвонить со стационарного или мобильного телефона и получить экстренную психологическую помощь от специалистов региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру.

Относительно недавно, два года назад, в Новосибирской области появилась еще одна такая возможность — антикризисный консультационный центр «Я АКТИВ!». Этот социальный благотворительный проект осуществляется некоммерческой организацией, зарегистрированной в Новосибирске. Поддерживают его Фонд президентских грантов и областное министерство региональной политики.

По словам директора автономной некоммерческой организации «Центр информации и консультаций «Топ-Активити» Елены Жилиной, психологи центра имеют профильное профессиональное образование и богатый опыт работы. Для того чтобы получить их консультацию, нужно всего лишь позвонить в центр или зайти на его сайт (https://center-active.ru) и оставить там свою заявку. С вами свяжется нужный специалист.

— Так как проект существует на грантовые деньги, для тех, кто к нам обращается, консультация бесплатна, — уточнила Елена Жилина. — Нас поддержал Фонд президентских грантов — дали около миллиона рублей на полтора года. Пока в нашей службе задействованы 12 штатных психологов, а также волонтеры. Но, если спрос будет выше, мы готовы привлекать и других специалистов, которые, кстати, откликаются очень хорошо. Причем психологи у нас работают со всей страны, среди них есть специалисты из Москвы, Барнаула, Екатеринбурга, Сочи. Кроме того, мы позволяем молодым нашим коллегам приобщиться к профессии, консультировать по несложным вопросам. Они у нас проходят практику. Таким образом, мы делаем два добрых дела — вводим в профессию новых специалистов и даем людям возможность получить бесплатную профессиональную консультацию.

Пережить горе и одиночество

Елена Жилина пояснила, что со сложными запросами работают профессионалы, специализирующиеся на особо проблемных случаях, таких как проживание горя, зависимость, глубокие конфликты в семейно-родственных отношениях и так далее.

— Когда пандемия только началась, к нам чаще всего обращались работающие люди в возрасте приблизительно 35 плюс, которые не знали, как сориентироваться в новых, сложных для них условиях, — рассказала руководитель центра. — Были клиенты, которые боялись, что заразятся сами или их родные, боялись последствий этого заболевания, не знали, как приходить в себя после ковида. Сейчас у нас стало много запросов от родителей, которым сложно смириться с дистанционным образованием, тяжело вписать детей в измененные условия обучения. Кроме того, к нам обращаются люди, которые поменяли или хотят поменять профессию, потому что бизнесы закрываются, в принципе меняется рынок труда. И наконец, еще одна категория — это граждане, у которых остались те же самые проблемы, которые были и до ковида, например одиночество, не получается найти пару, низкая самооценка, сложности с построением семьи, постановкой и достижением целей и так далее. Мы помогаем этим людям вернуть жизнь в нормальное русло.

Каждый случай — уникален. За каждой проблемой — судьба конкретного человека, реальной семьи.

— Очень много вопросов по родительскому выгоранию, — отметила Елена Жилина. — Люди устали одновременно работать и заниматься обучением детей. Не знают, как встраивать семью в новые условия существования. Устали в принципе растить детей. Да и дети за эти два года очень сильно изменились — поменялись их ценности, способы работы с ними, педагогические условия. Поэтому такая проблема, как родительское выгорание, у нас сейчас встречается очень часто. Мы отправили запрос в министерство образования, чтобы наш проект можно было распространять через школы, потому что мы можем помочь и педагогам, ведь педагогическое выгорание — тоже серьезная проблема. И конфликты в школьной среде не редкость. В родительских чатах тоже происходит много плохого, буллинг. Мы обратились в министерство образования, чтобы наладить взаимосвязь. Если они поддержат нашу инициативу, будет замечательно. У нас есть специалисты, которые работают непосредственно с детьми и родителями очень успешно, хотелось бы этот опыт распространить.

По словам нашей собеседницы, сильнее всего пандемия ударила по пожилым людям.

— С Интернетом они работают плохо, на контакт идут тяжело, социальные службы вызывают с трудом и с опасениями и так далее. Круг общения у пожилых тоже меньше. На людях пожилого возраста ситуация с ковидом отразилась очень сильно, поэтому помощь им особенно нужна, — прокомментировала спе­циалист.

Час на решение вопроса

Консультации проходят, как уже было сказано, онлайн, то есть через мессенджеры, посредством аудио- и видеозвонков. Иными словами, используется любой удаленный формат.

— Впрочем, у нас есть и групповые консультации, когда первичный прием мы проводим удаленно, а потом переводим его в очный формат. Но онлайн-консультации преобладают, потому что во времена ковида, конечно, чем меньше контактов, тем лучше, — считает руководитель центра.

Консультация длится от сорока минут до полутора часов.

— По отзывам, запрос снимается, как правило, уже при первичном обращении, — рассказала Елена Жилина. — И появляется вопрос: что будем решать дальше, есть ли еще какие-то проблемы, требующие разбора? Если терапия нужна, психолог и клиент договариваются о следующих встречах.

СПРАВКА
Если вы попали в беду и нуждаетесь в немедленной помощи, просто возьмите телефон и позвоните в любое время по номеру 8-913-712-01-01

КСТАТИ
Напомним, что в регионе работает несколько горячих линий, где психологи также консультируют бесплатно:

8-913-009-13-31 — «ВолонтерСиб»;

8-800-200-34-11 — горячая линия «Мы вместе», федеральный номер;

8 (383) 375-87-87 — Новосибирская городская социальная справочная служба.