Дорожные трагедии: обсуждать и осуждать
Гибель участников ДТП — всегда трагедия, независимо от степени виновности самих жертв. Как сберечь наши жизни на проезжей части
Широкий резонанс, который не утихает до сих пор, получила авария, в результате которой летом в Академгородке погиб маленький мальчик. Реакция общественности на трагедию — требование установить трехфазный светофор на перекрестке, чтобы в момент перехода пешеходов движение полностью останавливалось. И светофор такой появился. Правда, автомобилисты остались недовольны этим решением.
В спорах между водителями и пешеходами последние обычно проигрывают. На дороге — однозначно. И часто со смертельным исходом. В Новосибирской области, по словам министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолия Костылевского, количество пострадавших и погибших в ДТП снижается, однако цифры по-прежнему остаются высокими: в 2021 году жертвами аварий стали 232 человека, за аналогичный период прошлого года на дорогах погибли 262 жителя региона. В 2013 году ДТП унесли 428 жизней. Тридцать жизней — большая разница. Двести человек — это население двух хрущевок.
Еще четыре трагедии, которые продолжают оставаться у всех на слуху: в результате ДТП в Дзержинском районе четыре человека скончались сразу же; в Железнодорожном районе из-за наезда на столб погибли три человека; в аварии в Кировском районе два летальных исхода, еще несколько пострадавших с различными травмами были доставлены в медицинское учреждение — привел примеры начальник отдела ГИБДД УМВД России по Новосибирску Евгений Маслюк.
Понятно, что чем меньше ДТП, тем меньше жертв. И количество аварий в целом действительно снижается. По сравнению с прошлым годом за десять месяцев 2021-го аварий стало меньше почти на 30 процентов. Во многом положение дел улучшается благодаря действию национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Ситуация постоянно мониторится, и, как мы видим, реакция органов власти на сигналы граждан, как в случае с ДТП в Академгородке, не заставляет себя долго ждать. В решение вопроса включились эксперты, были задействованы нужные рычаги, и теперь на перекрестке, где раньше при зеленом сигнале светофора для пешеходов одновременно был разрешен поворот на эту же дорогу транспортных средств с основной улицы, ступающий на проезжую часть человек совершенно защищен от случайностей. Автомобилистам это стоит нескольких секунд ожидания.
Акцент — на профилактике
— Когда наши специалисты видят, что на одном и том же участке дороги погибают люди, мы проводим анализ дорожно-транспортного происшествия, выясняем причины и выявляем недостатки элементов автомобильной дороги, — рассказал глава минтранса области. — В рамках национального проекта в Новосибирской области ежегодно планируется устанавливать шесть — восемь комплексов фотовидеофиксации.
Ожидается, что до конца 2024 года начнут работать 93 таких комплекса. В текущем году по дорожному национальному проекту их установлено восемь.Уже само по себе понимание, что тебя снимает камера и наказание за нарушение неизбежно, дисциплинирует. Как уточнил начальник Центра организации дорожного движения Вячеслав Трещев, после установки средств фотовидеофиксации место концентрации ДТП ликвидируется в ста процентах случаев.
— Аварийность на данном участке снижается, — подтвердил руководитель ЦОДД.
Место в Академгородке, где погиб ребенок. Есть справедливые вопросы по поводу ограждения вдоль дорог и у переходов: сквозь них плохо видно, а во время движения для водителя происходящее за барьером вообще сливается в общий фон. Фото: Юлия Назаренко
Кроме того, начиная с 2020 года в правительстве области решили сделать акцент на профилактической и разъяснительной работе. В результате выделяются ресурсы на организацию масштабных кампаний, ориентированных на социальную рекламу и взаимодействие с населением. Задействованы и другие меры, направленные на повышение безопасности участников дорожного движения.
— Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области проводит большое количество инженерных мероприятий. Строятся линии искусственного освещения, тротуары, устанавливаются безопасные остановки, проводится обустройство дорог техническими средствами организации движения — светофорами, дорожными знаками. И это лишь часть работы, — сообщил Анатолий Костылевский. — Также необходимо повышать культуру поведения водителей на дороге, научить их быть добрыми, показать пример уважительного отношения к другим участникам дорожного движения, в очередной раз напомнить об ответственности за пассажиров, находящихся на соседних креслах.
Давайте жить дружно
Возвращаясь к трагедии в Академгородке и сотням подобных историй. Можно сколько угодно спорить, кто виноват и почему ребенок в этот момент не держал за руку маму. Дети есть дети. У нас и дачники через дорогу ходят в неположенных местах, это не значит, что их, как нарушителей правил дорожного движения, можно давить. Новый вид массового нарушителя — «человек в смартфоне», который, углубившись в онлайн-пространство, напрочь отключается от реальности. По данным ГИБДД, за десять месяцев текущего года зафиксировано более 150 тысяч нарушений правил дорожного движения. Безусловно, нужно работать с нарушителями с обеих сторон. Внимание к дороге требуется и от водителей, и от пешеходов.
— Не стоит думать, что, если загорелся зеленый свет светофора, можно переходить дорогу, не глядя по сторонам, — говорит председатель общественной организации «Форпост» Ирина Морозова. — Даже если выполнять все правила дорожного движения, все равно человек подвергается опасности, так как неизвестно, что произойдет с водителем, изменится ли обстановка вокруг. Поэтому, даже если выходишь на пешеходный переход на зеленый свет, нужно посмотреть и налево, и направо, как, собственно, и написано в правилах. И любую ситуацию нужно самому держать под контролем. Дорога опасна всегда, чтобы вы ни делали, но риски можно нивелировать.
Так и у водителя в правилах написано: прежде чем продолжить движение, свернув на разрешающий сигнал светофора, следует убедиться в том, что путь не намерены пересечь пешеходы. Предлагается затормозить для того, чтобы проверить. Увы, часто водители невнимательны к происходящему на обочине. Их, как мы видим, даже несколько секунд ожидания на светофоре раздражает.
Словом, работать надо со всеми и постоянно. И да, наказывать рублем. И пешеходов, и водителей. Теперь, когда камер фото- и видеофиксации нарушений в Новосибирске становится все больше (их бы еще добавить в Академгородке, сейчас там «слепая зона»), ставить на каждые 150 метров полицейских нет необходимости. Правда, пешеходы не носят номерных знаков, их приходится задерживать «вручную». Что и происходит. Под дружный аккомпанемент в социальных сетях: одного наказали, второго, и сочувствующих у них, кажется, слишком много.
ФАКТ
Министр транспорта и дорожного хозяйства Анатолий Костылевский, а также другие участники мероприятия, посвященного Всемирному дню памяти жертв ДТП, отметили, что следует не только вспоминать погибших и выражать соболезнования членам их семей, но и проверять готовность служб, которые задействованы в ликвидации последствий аварий.
КСТАТИ
Еще одна причина, почему региональные власти уделяют повышенное внимание обновлению средств фотовидеофиксации, — изменение нормативов. Если в 2013 году, когда на дорогах появились первые камеры, допускалась погрешность измерения скорости в пять километров в час, то начиная с 2020 года — от двух до трех километров в час, в зависимости от скоростного режима. Это должно содействовать снижению травматизма участников дорожного движения.
ЦИФРА
По данным ООН, во всем мире ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет миллион человек. Целый город исчезает с планеты.