Медиков придётся готовить со школы
Обсуждая будущий бюджет, региональные власти считают не только расходы и доходы, но и кадры, которые в самой главной социальной, а точнее, жизненно важной отрасли сильно сократились
Количество медиков за период пандемии стало сокращаться. Это реальная беда. Для нас, пациентов, в первую очередь. Проблемой озабочены и в минздраве, и в региональном парламенте. Очередное заседание профильного комитета было посвящено обсуждению бюджета, но в центре внимания оказались не деньги, а люди. Точнее, медицинские кадры.
Мы уже рассказывали о новшестве в системе подготовки медиков — муниципалитет отправляет учиться на доктора свою молодежь, которая, получив диплом, возвращается домой и отрабатывает положенные несколько лет в пользу муниципалитета. Первые ласточки уже трудоустроились. Но положение настолько усугубила пандемия, что требуются экстренные меры. Вот о них и пойдет речь.
На минувшей неделе депутаты комитета Законодательного собрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения обсудили доклад о ходе реализации регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения медицинскими кадрами».
Факты таковы: как сообщила заместитель министра здравоохранения Новосибирской области Елена Аксенова, если к концу 2019 года укомплектованность врачами учреждений здравоохранения региона составляла практически 79 процентов, средним медперсоналом — 84 процента, то за два года пандемии эти показатели значительно упали. В некоторых районах области обеспеченность врачами составляет менее 50 процентов.
— В этом году мы совместно с министерством образования впервые официально открыли восемь медицинских классов, — сообщила она. — Эти классы ориентируются не на медалистов, а на обычных школьников, которые хорошо сдадут ЕГЭ и поступят впоследствии в медколледж. Считаем очень важным, чтобы учащиеся этих классов посещали лечебные учреждения — это позволит будущему врачу не ошибиться с выбором профессии. Особое значение имеет трудоустройство и закрепление врачей, прошедших целевую подготовку. Важно, чтобы целевиков после получения диплома уже ждали в районе и в больнице. Много лет назад существовала практика: после окончания обучения собиралась комиссия в мединституте и шел разговор, куда дальше поедет работать выпускник.
— В этом году мы вместе с ассоциацией врачей беседовали с выпускниками, которые сомневались в том, что они вернутся в больницы, от которых их направляли на целевое обучение. Ряд выпускников мы таким образом смогли перераспределить с учетом их жизненных обстоятельств. При этом нельзя не признать, что есть целевики, которые не хотят возвращаться в район, — сказала Елена Аксенова.
Не менее важное направление — совершенствование среднего профессионального образования.
— Для компенсации оттока специалистов был объявлен дополнительный набор на среднее профессиональное образование — 150 человек. Этого недостаточно, со следующего учебного года вводим в медколледж целевой набор, — пояснила замминистра.
— Медицинские классы определенно необходимо создавать, — выразил свое мнение председатель комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Игорь Гришунин. — Не в каждой деревне, конечно, но в райцентрах точно. Карасук, Краснозерка, Tатарск, Куйбышев. Почему там не сделать?
По словам Елены Аксеновой, минздрав к такого рода новациям готов.
— Вопрос к минобразования: в таких классах необходимы подготовленные учителя. А мы, со своей стороны, готовы содействовать, — сказала она.
Игорь Гришунин предложил обратиться в министерство образования Новосибирской области.
— Мы говорим о качестве образования, мы сначала в школе должны учителю создать нормальные условия. А уже хороший учитель воспитает и врача, и летчика, и токаря, — отметил председатель комитета.
Депутат Александр Козлов поинтересовался: что является главным препятствием, мешающим закрепиться молодому медику на селе? По мнению Елены Аксеновой, главная проблема — отсутствие служебного жилья.
Депутат Роман Мурзин спросил, сколько выпускников медуниверситета, закончивших целевое обучение, выходят на работу по распределению.
— Мы в этом году вышли на показатель 70 процентов, это большая разница с прошлым годом, — ответила Елена Аксенова. — Планируем, что через несколько лет порядка 90 процентов целевиков будут так трудиться.
— А к какому году можно отнести эти перспективы? — спросил Игорь Гришунин.
Министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов напомнил, что еще три года назад нормы федерального закона об образовании обязывали трудоустроить выпускника, но ничего не было прописано про обязательную отработку в течение трех лет.
— С 2018 года действует новый федеральный закон, в котором это противоречие устранено. Студенты теперь обязаны либо отработать, либо вернуть всю сумму за обучение по среднерыночной цене. Думаю, что с этого момента ситуация существенно изменится, — ответил Константин Хальзов.