Николай Мамулат: «Предпринимателя надо уважать»
Когда началась пандемия коронавируса, предпринимательское сообщество поверило в помощь государства
В связи с эпидемиологической обстановкой следующая неделя объявлена нерабочей: трудиться будут только экстренные службы, транспорт и магазины, а все остальные отправятся в вынужденный отпуск.
В связи с этим редакция «Советской Сибири» встретилась с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Николаем Мамулатом, чтобы обсудить с ним, чем грозит бизнесу очередной локдаун и какой поддержки от государства сегодня ждут предприниматели.
— Николай Егорович, нерабочая неделя объявлена, документы подписаны Президентом России. Во что обойдутся бизнесу очередные каникулы?
Пандемия — это серьезно
— Действительно, теперь регионы обязаны выполнять распоряжение Президента. Единственное, что от них зависит, — они могут при необходимости добавить дополнительные дни к этой неделе. У кого-то в зависимости от эпидемиологической обстановки вынужденные каникулы начнутся раньше, у кого-то позже. В Новосибирской области пока что нерабочими будут дни с 30 октября по 7 ноября, но, возможно, каникулы продлят. Пока что трудно сказать, все зависит от роста заболеваемости. Впрочем, ситуация вполне закономерна. Сегодня в Новосибирской области около 30 процентов населения прошли вакцинацию, а надо, чтобы вакцинированных было не менее 60 процентов. Сам я, кстати, тоже вакцинировался «Спутником Лайт». Боялся, а оказалось — ничего страшного.
Сегодня в Новосибирской области коронавирусной инфекцией заболевает 250–280 человек в день. Много летальных исходов, болеют дети и молодые люди. И если раньше отношение к эпидемии было довольно несерьезным, то сегодня, кажется, уже все поняли, насколько это опасно.
Холить и лелеять
— Как вы считаете, какие меры поддержки предпринимательства со стороны государства наиболее эффективны? И какие из них наиболее востребованы во время пандемии?
— Самая главная помощь — обеспечить спокойную работу предпринимателям. Раньше, еще до пандемии, ко мне постоянно обращались предприниматели, которые сталкивались с частыми проверками различных контролирующих органов. Скажем, пришел представитель надзорного ведомства и проверяет минимум неделю, требует кучу всевозможных документов. Работать нормально невозможно. Тогда вопросы избыточного административного давления на предпринимателей были очень актуальны. И наша задача заключалась в том, чтобы снизить его. Хочу отметить, что в последние годы жалоб такого плана стало гораздо меньше, а сегодня они практически прекратились. С большинством территориальных органов у нас заключены соглашения о взаимодействии.
Со всеми стараемся найти общий язык и инструменты взаимодействия, поддерживаем постоянную связь. Так, на прошлой неделе состоялось масштабное совещание по снижению административного давления на бизнес. В нем приняли участие представители профильных министерств, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, предпринимательских объединений. По итогам мероприятия были выработаны предложения и приняты решения об усилении профилактической работы, информировании предпринимателей, увеличении доли предупреждений от общего числа санкций и так далее.
Текстильная промышленность, своевременно перестроившись под нужды, связанные с пандемией, оказалась в топе отраслей, демонстрирующих за последний год уверенный рост. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
В настоящее время работа аппарата уполномоченного активизирована по ряду направлений: расширение функций горячей линии — можно задать любой вопрос по проверкам; участие в проверочных мероприятиях на стороне предпринимателя; проведение совместных совещаний с бизнес-сообществом.
Я вообще считаю, что предпринимателя надо уважать. Вот смотрите сами, в Новосибирской области нет нефти и газа, леса тоже немного, тяжелой металлургии, как на Урале, тоже нет. Большинство поступлений в бюджет — это как раз налоги и взносы, которые платит малый и средний бизнес. Да мы предпринимателей должны холить и лелеять.
По вовлеченности населения в малый бизнес в рейтинге регионов Новосибирская область занимает второе место по стране. Также сегодня мы находимся в первой десятке по количеству предприятий малого и среднего бизнеса — их примерно 141 тысяча. Это очень много, это огромный потенциал.
— Какие обращения наиболее часто поступают в ваш адрес? Может быть, какое-то из них вам особенно запомнилось?
— Наиболее актуальны такие вопросы, как земельные и имущественные отношения, размещение нестационарных торговых объектов, аренда, кадастр, строительство, ЖКХ, государственные и муниципальные контракты, транспортные перевозки, налоги. В последнее время поступает много жалоб, связанных со спорами хозяйствующих субъектов. Это отголоски пандемии, данные негативные последствия повлекла дестабилизация отработанных бизнес-процессов.
Пандемия коронавируса больно ударила по бизнесу. В марте — апреле прошлого года, когда все это началось, был наиболее трудный период, в основном из-за непонимания перспектив. Многие предприятия были вынуждены приостановить работу. А что означает для бизнесмена закрыть свое предприятие? Денег нет — он не работает, а аренду, зарплаты, кредиты платить надо. Помню, приходила ко мне на прием одна женщина, которая вложилась и открыла соляную пещеру. Ее ОКВЭД попал под приостановку деятельности, бизнес оказался под угрозой. Но мы смогли посоветовать, как возобновить работу, соблюдая требования и ограничения Роспотребнадзора. Другая бизнес-леди взяла кредит, арендовала спортзал и открыла спортивную секцию для детей. Аренда зала 250 тысяч ежемесячно, а доходов нет, дети в секцию не ходят. Вот что ей делать? Я беседовал с хозяином зала, просил об отсрочке, но он отказался — ему тоже надо платить налоги, зарплату, это такой же бизнес.
— Действительно, что делать в такой ситуации?
— В решении системных проблем мы активно взаимодействуем с федеральным аппаратом. Опираясь на обращения предпринимателей, мы не только обозначаем проблемы, но и формируем предложения по их решению, которые направляем в соответствующие органы. А если говорить в целом, то лучшая помощь бизнесу — это дать ему работать. Кстати, подавляющее большинство предпринимателей, которые во время пандемии приходили ко мне, просили именно об этом. Не о деньгах или другой помощи, заметьте. Они не хотят быть иждивенцами. И надо отдать должное нашему губернатору Андрею Александровичу Травникову, который принял решение запустить промышленные предприятия и стройки уже через неделю. Он взял на себя колоссальную ответственность.
В то время многие предприниматели находились на перепутье. Вот еще один пример. Обратился ко мне предприниматель, который выпускал пластиковую упаковку и одноразовую посуду. Он сказал: «Вот я сейчас закроюсь, специалисты уйдут, и я потеряю бизнес». Мы вместе с минпромторгом изучили данную ситуацию. В связи с тем что предприятие работает в цепочке по производству и реализации продуктов питания, а это товар первой необходимости, им было разрешено работать. Вообще, нужно отдать должное нашим предпринимателям. Постепенно они стали адаптироваться к новым реалиям, менять форматы работы, оптимизировать свою деятельность и даже осваивать новые сферы.
Честно работать выгоднее
— Но и помощь государства сыграла существенную роль?
— Безусловно. Думаю, не ошибусь, если скажу, что прошлый год стал позитивной точкой для сотрудничества государства и бизнеса, для выстраивания диалога. Этому способствовали принятые меры поддержки со стороны государства, такие как мораторий на проверки и банкротство, продление действия срочных лицензий и иных разрешений, льготное кредитование, продление сроков уплаты налогов, а также переход к снижению страховых взносов. Падение спроса в секторе МСП во втором квартале 2020 года было компенсировано денежными субсидиями населению и снятием ограничений в третьем и четвертом кварталах. Еще одна очень востребованная мера поддержки — субсидии на выплату зарплат.
Хочу отметить вот какой интересный момент. Данный вид поддержки и снижение страховых взносов также повлияли на то, что многие предприятия малого и среднего бизнеса вышли из тени. Ни для кого не секрет, что некоторые предприниматели, чтобы не платить налоги и страховые взносы, не оформляли официально своих сотрудников. Вот приходит ко мне один такой товарищ и говорит: «У меня работает 24 человека, чем я им буду зарплату платить?» А я спрашиваю: «А оформлено сколько?» — «Четверо». Вот и весь разговор. Четверо оформлено — на четверых поддержку и получи. После этого многие изменили свое мнение насчет того, что лучше работать вчерную.
По оценкам мировых экспертов, отрасли, связанные с IT, оказались в числе успешных в коронавирусный период. В Новосибирске запущена автоматизированная промышленная линия по производству серверного оборудования. Фото: Андрей Заржецкий
Кроме того, напомню, что в нынешнем году были анонсированы дополнительные шаги навстречу малому и среднему бизнесу. Это, например, особый налоговый режим для общепита, смягчение антимонопольного регулирования для малых предприятий, субсидирование ставки эквайринга в системе быстрых платежей, расширение доли госзакупок у МСП и расширение механизмов гарантий. Все эти меры были весьма позитивно восприняты бизнес-сообществом.
— А какие еще можно сделать выводы?
— На мой взгляд, сами предприниматели стали другими, в том числе осознали свою социальную ответственность. Пришли к тому, что налоги платить надо и вообще работать по закону выгоднее и надежнее. Да, у нас были кризисы в 2008 и 2014 годах, но такого, чтобы все разом закрылось, не было никогда. И в этой ситуации государство пришло на помощь бизнесу. Напомню, что за март, апрель, май 2020 года в Новосибирскую область поступило 24 миллиарда рублей из федеральной казны. Именно тогда многие бизнесмены впервые поверили в государство. До этого они надеялись только на себя.
И наконец, еще один урок, который дала нам пандемия. Я считаю, что сегодня наконец-то в нашем обществе начинает меняться отношение к предпринимателям. Раньше оно порой было откровенно негативным: мол, спекулянты, набивают карманы деньгами трудовых людей. Сегодня общество начинает понимать, что предприниматели — это люди дела, которые ставят цели и идут к ним, организовывают новые производства и осваивают выпуск конкурентной продукции, обеспечивают жителей необходимыми товарами и услугами, развивают инфраструктуру.
Наказание несоизмеримо проступку
— Главное направление вашей работы — защита прав предпринимателей. Какие еще моменты вы бы хотели отметить?
— Да, есть еще одна важная тема, которую я считаю необходимым озвучить. Актуальной проблемой на протяжении последних лет является уголовное преследование предпринимателей. Вот только на прошлой неделе я провел личный прием с двумя руководителями коммерческой компании, находящимися в период следствия под стражей в СИЗО. Ранее в аппарат поступили обращения адвокатов и родственников. По мнению защиты, заключение под стражу является избыточной мерой пресечения. У одного из предпринимателей имеется ряд хронических заболеваний, и он нуждается в постоянном лечении. Кроме того, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу делает невозможным осуществление руководства коммерческой организацией, деятельность компании фактически не ведется, сотрудники не имеют возможности осуществлять свою трудовую деятельность и получать заработную плату, равно как и уволиться в установленном законом порядке. И к сожалению, это не единичный случай. В рамках своих компетенций мы делаем все, чтобы изменить положение вещей.
— Какие способы и механизмы защиты прав предпринимателей у вас на вооружении?
— Чаще всего предприниматели нуждаются в правовой поддержке. В ходе работы с обращениями осуществляется правовая оценка ситуации и консультационная помощь, направление запросов, проведение совещаний и личных встреч с руководителями органов власти — многие проблемы мы сегодня решаем в медиативном, досудебном порядке, — внесение предложений об изменении правового регулирования, инициирование проверок в различных инстанциях, участие в судебных заседаниях и так далее.
В целях глубокого и всестороннего исследования обращений к работе привлекаются pro bono эксперты — наиболее авторитетные юристы и юридические организации, имеющие разносторонний опыт правозащитной деятельности. Такое сотрудничество предусматривает подготовку правовых позиций по способам защиты нарушенных прав, а также ведение просветительской деятельности.
Создан общественный совет, в состав которого входят представители бизнеса, общественных объединений и отраслевых ассоциаций предпринимателей, обладающие знаниями и опытом работы в области защиты прав предпринимателей.
Сформирован институт общественных помощников в муниципальных районах и городских округах. В настоящее время назначен 41 помощник в 31 районе, помогают взаимодействовать с предпринимательским сообществом и органами власти, осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей, оказывают содействие в подготовке обращений на имя уполномоченного. А также принимают участие в проведении мероприятий на местном уровне, в ходе которых проводится разъяснительная и консультационная работа.
— Как вы оцениваете инвестиционный климат региона? Бегут ли наши предприниматели туда, где «теплее»?
— Агентство стратегических инициатив оценивает состояние инвестиционного климата регионов по 42 критериям, вплоть до качества дорог. Но почему-то оно не в полной мере оценивает экономический эффект. Я лично глубоко убежден, что главный критерий оценки инвестиционного климата — это количество денег, которые вкладываются предпринимателями в регион.
В 2020 году, несмотря на разгар пандемии коронавируса, в Новосибирскую область удалось привлечь 264 миллиарда рублей инвестиций, и эта цифра даже больше, чем в благополучном 2019 году. Да и в ожидаемом прогнозе нынешнего года объем привлеченных инвестиций на 3 процента выше, чем в прошлом. Иными словами, количество привлеченных денег постоянно растет.
Конечно, случается, что наши предприниматели уезжают в другие регионы и строят бизнес там, но, замечу, многие потом возвращаются. Как я уже говорил, количество предпринимателей в Новосибирской области растет год от года, и это лучший показатель и деловой активности, и инвестиционного климата.
«Не стоит вешать нос»
— Насколько эффективна созданная в муниципалитетах инфраструктура бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных парков?
— На этот вопрос можно ответить кратко: у нас в регионе есть все, чтобы успешно развивать любой бизнес. Я имею в виду такие структуры, как технопарк Академгородка, Биотехнопарк, промышленно-логистический парк, центр «Мой бизнес» и многое другое. Очень хорошо, что у нас проводят различные масштабные форумы. Например, «Технопром» — это прекрасная площадка для диалога бизнеса, науки и власти.
— Сейчас идет очередная волна пандемии коронавируса. Как настроение в бизнес-сообществе? Готово ли оно к очередным ограничениям?
— Вы знаете, паники нет. Это в первый раз страшно, а когда знаешь, чего ждать, уже проще. Что особенно важно, теперь государство оказывает помощь малому и среднему бизнесу сразу, а не постфактум. Уже принято решение Правительства РФ о выплате малому и среднему бизнесу грантов по одному МРОТ на каждого сотрудника и предоставлении льготных кредитов под 3 процента. Также отмечу, что уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением расширить меры поддержки не только на предпринимателей, которые находятся в Едином реестре МСП, но и на тех, чья выручка упадет на 30 процентов и более.
Еще один существенный момент: возможно, полного закрытия и не будет, так как многие привились или переболели, а значит, имеют антитела к коронавирусу и могут посещать общественные места. Конечно, с QR-кодами могут быть определенные проблемы, но я думаю, что они решаемы. Предприниматели тоже это прекрасно понимают. Лучше так работать, чем не работать вообще. Да, конечно, выручка упадет, но это не полное закрытие, как в 2020 году. Наши бизнесмены уже научились справляться с ситуацией. Пандемия значительно сплотила предпринимателей, что позволило консолидировать усилия в решении общих проблем.