Кто напоит регион
Для снабжения сельских территорий необходимо создавать специальную программу
Вопрос обеспечения чистой питьевой водой традиционно обсуждается на самом высоком уровне в регионе, но сложностей меньше не стало. Почему это происходит и как все-таки решить проблему, выясняли депутаты Законодательного собрания Новосибирской области.
На заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам они нашли выход из создавшегося положения, рассмотрев ситуацию с разных сторон и приняв во внимание множество аспектов, о которых депутатам напомнил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов.
Сложно определить в рамках одного обсуждения
Депутаты внимательно выслушали, по каким причинам водозаборные скважины выходят из строя и что с этим делать. Если в процессе эксплуатации ломается насосное оборудование, то его можно заменить. Но чаще всего илом или песком забивается фильтровая часть, ее очистка обходится дороже, чем обустройство новой скважины.
— Когда мы принимаем решение о бурении новой скважины взамен старой, обязательно берем за основу выводы экспертной организации, а при исследовании состояния фильтровой части присутствует специалист министерства, — подчеркнул Денис Архипов.
В настоящее время в правительстве оценивают, насколько высока потребность в бурении новых водозаборных скважин, и это стало предметом для обсуждения на заседании комитета. Первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панферов заинтересовался, имеются ли вообще ресурсы для выполнения таких работ.
— Каково количество организаций, которые имеют возможности осуществлять бурение в соответствии с техническими требованиями, установленными документацией? Они вообще есть или их две-три? — спросил первый вице-спикер.
Министр отвтетил, что круг подрядчиков действительно ограничен тремя-четырьмя организациями, в числе которых и местные, располагающие необходимым оборудованием и персоналом.
— Здесь комплексная проблема, которую сложно определить в рамках этого обсуждения, — добавил Денис Архипов. — Специалисты из этих подрядных организаций постепенно уходят в силу возраста. Также надо признать, что в привлечении кадров для бурения скважин присутствует конкуренция с нефтедобывающей отраслью. Решение проблемы мы видим в формировании значительного государственного заказа.
Проблемы якобы не существует
Депутат Дмитрий Козловский попросил уточнить, в какую сумму оценивается приведение системы водоснабжения региона в порядок и какие существуют альтернативные способы. Он также обратил внимание министра на обеспечение качественной водой жителей областного центра.
— Проблем с чистой водой в Новосибирске якобы не существует. Почему? В целом по городу показатели очень хорошие, но здесь есть и частный сектор, где такая же проблема, как и в области, — сказал Дмитрий Козловский. — Но депутаты не могут направить для ее решения средства ни из областного, ни из федерального бюджета. Дело в том, что в целом в Новосибирске, в многоквартирных жилых домах, вода отличного качества. Когда вопрос будет решен?
Денис Архипов сообщил, что цена вопроса для региона — 18 миллиардов рублей.
— Если мы установим везде водозаборы и станции очистки питьевой воды, то это будет идеальный вариант, что, конечно, одномоментно не может произойти. Поэтому работаем поэтапно. Мы неоднократно обращались к федеральным проектам, и вскоре должны произойти значимые изменения. К 2024 году 92 процента территории Новосибирской области будет обеспечено чистой питьевой водой, — пообещал министр.
При этом он подчеркнул, что проекты государственно-частного партнерства довольно сложны для реализации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и больше всего — в водоснабжении. Рассматривать тарифы как основание для формирования устойчивой финансовой модели в настоящее время не представляется возможным.
— Это очень сложно. Те тарифные решения, которые есть сейчас, а также предельный рост цен не позволяют возмещать значительные капитальные затраты, — пояснил глава регионального минЖКХ. — Поэтому на ближайшую перспективу мы отдаем предпочтение именно бюджетной поддержке, хотя возможность государственно-частного партнерства не исключается и его параметры обсуждаются.
Затем Денис Архипов представил свою точку зрения на обеспечение столицы региона чистой водой.
— Если посмотреть на финансовые ресурсы, которые мы направляем на водопроводы и скважины на сельских территориях по всей области, то они сопоставимы с объемом инвестиционной программы «Горводоканала». Считаю, что в Новосибирске нужно использовать эту программу, а проблему по области решать за счет бюджетных средств. Другой вопрос — это формирование самой программы, и вот это как раз нужно обсуждать, — сказал он.
Что будет, когда наступит жара?
Участники заседания комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам сошлись во мнении, что обеспечение граждан чистой водой — первоочередная, стратегическая задача власти.
— Я вчера был в Чановском районе, — рассказал первый вице-спикер Андрей Панферов. — Люди сидят без воды второе лето. А что будет, когда наступит жара? На мой взгляд, стремление федерального центра прежде всего снабжать районные центры является ошибочным. Они так или иначе используют возможности иметь водопровод, соответствующий СНиП. Иная ситуация с подачей воды в мелких муниципальных образованиях. Они годами, десятилетиями не в состоянии решить вопрос. Скважины, которые находятся на их территории, уже не работают. Вода не соответствует установленным показателям. Люди получают воду с колес, и деньги тратятся из районного бюджета, прежде всего на доставку этой воды. В преддверии формирования бюджета на 2022 год прошу комитет еще раз выступить с инициативой ввести отдельную программу для всей Новосибирской области. Пусть ее реализация займет три года или пять лет. А то людям стыдно в глаза смотреть. Они говорят, что не могут детей помыть, в полной мере соблюдать личную гигиену, а на дворе уже XXI век! Я прошу занять принципиальную позицию.
Коллегу поддержал заместитель председателя комитета Евгений Покровский.
— Думаю, что в работе это станет одним из главных вопросов, — резюмировал он. — Предполагаю, что необходимо будет создать рабочую группу, которая точечно подойдет к его решению, в том числе по районам. Вы слышали, что бурение одной скважины обходится от 10 до 40 миллионов рублей, а это довольно серьезные суммы. То есть при решении проблем системы водоснабжения не обойтись без определенных программ, что установлено Бюджетным кодексом. Поэтому будет правильно, если в следующем сезоне Законодательное собрание обратит на это самое пристальное внимание.
КОММЕНТАРИЙ
Денис Архипов, министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области:
— Мы пришли к выводу, что, для того чтобы вся система водоснабжения в регионе планомерно функционировала, необходимо бурить каждый год довольно большое количество скважин. Следует помнить, что сроки эксплуатации одной скважины составляют около 25 лет, хотя мы и наблюдаем, как некоторые функционируют по 40–50 лет. Тем не менее мы понимаем, что нужно проводить огромный объем работы. В чем заключается проблема? Если около десяти лет назад планово бурилось двадцать и более скважин, то сегодня приходится работать по большей части в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций, когда скважины уже вышли из строя. На это денежные средства выделяются не в рамках государственной программы, а из резервного фонда правительства Новосибирской области.
Будет оптимальным, если сначала бурить до 100 скважин, а потом выходить на 20 и далее работать в спокойном темпе. С нашей точки зрения, это идеальный вариант, но в бюджетной заявке на 2022 год акцент мы будем делать именно на водоснабжении.
Стоимость введения в эксплуатацию одной скважины колеблется от 10 до 40 миллионов рублей. Дороже всего бурение в Карасукском районе, где нужно делать скважину глубиной более тысячи метров. При этом неважно, сколько домов в населенном пункте. Все зависит от глубины. Кроме того, по-прежнему существует проблема ветхих водопроводов.