USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Каждому бору — свой паспорт

Инна ВОЛОШИНА
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Семь районов Новосибирской области не имеют документов лесоустройства

Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям обсуждал необходимость лесоустроительных работ в районах области. Депутаты предложили начать их уже в нынешнем году — предполагается, что первыми будут Кыштовский и Искитимский районы.

Вопрос о лесоустройстве на заседании комитета поднял депутат Законодательного собрания Новосибирской области Виктор Кушнир. По его словам, в некоторых районах ситуация сегодня близка к критической — лесоустроительные работы не проводились там с восьмидесятых годов прошлого века.

Стоит отметить, что «Советская Сибирь» уже писала на эту тему. Только тогда речь шла о Новосибирском районе, а точнее, о березовых лесах в пойме реки Издревой, которые остро нуждаются в охране и защите. На них, как выяснилось, тоже нет лесоустроительных документов.

Деревья есть, а дров нет

— Семь районов Новосибирской области не имеют документов лесоустройства, актуальных на настоящий момент, — рассказал Виктор Кушнир. — У Кыштовского района тоже их нет. А между тем населению необходимо заготавливать дрова, чтобы отапливаться зимой. Сезон заготовки наступит уже через месяц, когда сойдет снег. В год Кыштовскому району нужно 56 тысяч кубометров дров, но только два поселения имеют законное право заготавливать их. Иными словами, потребность закрыта лишь на 5 процентов.

Как сообщил Виктор Кушнир, на лесоустроительные работы в Кыштовском районе, по предварительным оценкам, требуется 35–40 миллионов рублей. По мнению депутата, это не такие уж и большие деньги. Например, строительство современного лесного склада обходится примерно в 30 миллионов.

— Эту проблему необходимо решать сейчас, так как людям скоро уже нужно будет заготавливать дрова. Но у них нет такой возможности. Например, мне известны четыре поселения, возле которых лес растет, а по документам его нет, — подчеркнул Виктор Кушнир.

Председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Александр Терепа поддержал коллегу — проблема действительно актуальна, и ее надо решать, не откладывая в долгий ящик.

— Использование леса, его охрана и восстановление невозможны без мероприятий по лесоустройству. Их специальные организации проводят, на коммерческой основе. Понятно, что леса имеют разную ценность, поэтому расценки на проведение лесоустроительных работ тоже разные. Но так или иначе под эти задачи необходимо финансовое обеспечение, — отметил Александр Терепа. — Без этого пользоваться древесными ресурсами не могут ни частные лица, ни организации, в том числе государственные лесхозы.

Федеральный центр денег не дает

Заместитель министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Юрий Марченко подчеркнул, что проблема носит системный характер и в других регионах страны сегодня примерно та же самая картина. Федеральное финансирование на лесоустроительные работы не выделяется, причем уже довольно давно.

— Мы с вами недавно рассматривали вопрос о поддержке инициативы архангельских законодателей, смысл которой в том, чтобы обратить внимание федерального органа по управлению лесным фондом России на необходимость финансирования данного направления. Средства, которые из года в год выделяются на обеспечение переданных полномочий Российской Федерации, не предусматривают реализацию данного направления, — напомнил Юрий Марченко. — При этом суммарная потребность для проведения мероприятий по лесоустройству для всей области сегодня составляет около 800 миллионов рублей. И это только в настоящий момент. В ближайшее время, 2022–2023 годы, нужно будет обновлять документацию и для районов с особо ценными приобско-боровыми лесами — это Сузунский, Ордынский, Болотнинский, Мошковский, Новосибирский, Искитимский, Колыванский районы.

Кыштовские проблемы

Как рассказал замминистра, Кыштовское лесничество — самое крупное в Новосибирской области, почти 849 тысяч гектаров. При этом двадцать с лишним лет у него нет лесо­устроительной документации. Есть и другие проблемы. В 2020 году лесхоз в Кыштовке признан банкротом и ликвидирован, остро ощущается дефицит кадров. Кроме того, в районе не развита инфраструктура, иначе говоря, нет дорог, поэтому возможности вывоза древесины ограничены. Юрий Марченко предложил рассмотреть проблемы этой территории как отдельный вопрос повестки на следующем заседании аграрного комитета.

Заместитель председателя комитета Денис Субботин обратил внимание коллег на то, что для проведения лесо­устроительных работ можно было бы использовать внутренние ресурсы региона, не дожидаясь федерального финансирования. По его данным, сумма поступлений в областной бюджет от использования федеральных лесов в 2020 году составила 130 миллионов рублей, налогов и иных сборов по данному направлению получено 116 миллионов рублей.

— Да, это не 800 миллионов, которые необходимы под задачи лесоустройства в области, но проблему можно решать поэтапно. Почему мы это не делаем? — задал вопрос Денис Субботин. — Вот примеры. Карасук. Лесоустройство датировано 1989 годом, актуальность документы утратили в 1999 году. Куйбышевский лесхоз. Документация от 1986 года, срок ее действия — до 1999 года. Это же катастрофа!

«Определенные люди этим пользуются»

По словам Александра Терепы, члены агарного комитета пришли к взаимопониманию с региональным министерством природных ресурсов и экологии, а также с министерством сельского хозяйства. Между тем, подчеркнул он, нечистые на руку люди вырубают леса, не глядя на то, есть на них документы или нет.

— Есть документы лесо­устройства, нет ли их — определенные люди этим пользуются. Как нам показывают черных лесорубов? Мужички с бензопилами и старенькими тракторами, которые нещадно рубят деревья. На самом деле все прекрасно понимают, что эти «ручейки» сливаются в потоки, потом эти потоки, судя по всему, уже совершенно легально идут в сторону границы. Давайте выходить на новый уровень — расходы понесем, но и границы леса узнаем и поймем, как этот ресурс использовать. Наша задача — выстроить оптимальную и верную политику использования лесов Новосибирской области, — резюмировал Александр Терепа.

После обсуждения комитет Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям принял решение рекомендовать министерству природных ресурсов и экологии региона области определить сроки проведения и объем работ по лесоустройству и обеспечить финансирование в необходимых объемах.

КОММЕНТАРИЙ
Денис СУББОТИН, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
— В отношении лесо­устройства положение в разных районах области разное, поэтому мы решили сосредоточиться на двух районах — Кыштовском и Искитимском. По предварительным данным, в нынешнем году на проведение в них лесоустроительных работ потребуется 9 миллионов рублей, в 2022 году — еще 40 миллионов. На федеральный бюджет рассчитывать не приходится, он выделяет средства на эти цели, но совершенно незначительные. Но у нас есть свои ресурсы — например, деньги за аренду лесов, которые поступают в областной бюджет. Леса федеральные, но зарабатывать на них мы можем. К тому же лесоустроительные работы проводят не каждый год, а раз в десять, а по некоторым участкам, например в заповедниках, раз в пятнадцать лет. Думаю, мы найдем с правительством региона консенсус и сможем ввести ситуацию в законное русло.
Кроме того, сегодня предстоит разработать программу и по остальным районам, в которой должно быть четко определено, в какие сроки такие работы должны быть проведены и каких денег это будет стоить. Только так мы сможем исполнить полномочия, переданные нам федеральным центром. В чем вообще проблема? Дело в том, что каждый лес должен иметь свой паспорт, где было бы четко прописано, что он собой представляет, какие деревья там произрастают, как этот лес можно использовать, каким образом защищать его от пожара и проводить лесовосстановление. Иными словами, это довольно объемный и сложный документ. Понятно, что лес — это живой организм, часть деревьев вырубается, на их месте вырастают новые, и это надо постоянно актуализировать.