Когда власть слышит людей
Владимир Иванович Панарин. Вся его жизнь, научные труды и практическая деятельность неразрывно связаны с непростым периодом отечественной и, в частности, региональной истории становления институтов гражданского общества.
В «лихие девяностые», когда между социальными группами было утрачено доверие, площадная демократия обесценила многие представления о переустройстве общественной модели, стала очевидной острая необходимость диалога между народом и властью…
— Владимир Иванович, на выполнение задачи, которую многие сочли бы неблагодарной, ушли годы вашего труда…
— К концу 90-х мы поняли, что власть должна создать необходимые условия для общественных объединений, это поможет увидеть совпадающие цели. По ним и предстояло ориентироваться, чтобы работу сделать благодарной, научиться вместе решать возникающие проблемы.
Сначала в стихийных дискуссиях, обмене мнениями, а потом уже в режиме более конструктивной работы была заложена основа плана формирования и использования инструментов диалога и социального партнерства. Позднее на этой базе была разработана долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка общественных инициатив и развитие институтов гражданского общества на 2011–2016 годы».
— Можно сказать, что сегодня вы удовлетворены результатами выполнения этой программы?
— Мы начинали в период отчуждения людей друг от друга, естественного во времена, когда мир становится враждебным и опасным. После смены режима люди были дезориентированы, поэтому прежде всего предстояло определить ориентиры общественной значимости, вложить в них гуманистический смысл.
За последние годы произошла трансформация диалога государства и общества на фоне новых вызовов, которые невозможно было прогнозировать. Это сказалось и на экономике, и на социальном самочувствии, и на методах работы.
Но я считаю, что основы, заложенные в 90-е годы, позволили многим понять, что объединения — СО НКО (социально ориентированные некоммерческие организации) способны ставить конкретные цели, достигать их, причем более эффективно, чем в одиночку.
Все, что касается чувствительных социальных проблем, власть теперь не просто выслушивает, а активно привлекает структуры гражданского общества к выработке решений. Такое взаимодействие стало возможным на всех уровнях управления — от муниципального до регионального и федерального. И сегодня, несмотря ни на что, наше гражданское общество можно охарактеризовать тремя словами: единение, милосердие и неравнодушие.
— Как вы действовали, чтобы под этими «флагами» сгруппировать разнообразные интересы людей?
— С одной стороны, мы понимали, что нужно раскрепление общественных организаций по видам деятельности и социальному статусу — допустим, ветераны войн, инвалиды и т. п. С другой стороны, как это сделать? Бросить клич «Объединяйтесь!»?
Решая эти вопросы, мы создавали координационные советы, во главе которых на равных стояли представители власти и общественники. Но уже к 2003 году пришли к пониманию, что лучшая форма реализации общественных интересов может быть обеспечена через конкурсы социально значимых проектов.
Был разработан и принят закон от 16.07.2005 № 30903 «О грантах Новосибирской области». Конкурс социально значимых проектов — это уникальная возможность показать различные пути решения социальных проблем с помощью общественных объединений. В рамках конкурса ежегодно проходили ярмарки общественных объединений, результатом которых в ходе обсуждения на круглых столах становились предложения, находившие свое отражение в работе администрации и областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
Мы были готовы к тому, что желания и планы НКО могут значительно превысить возможности бюджетной поддержки, что будут недовольные, поэтому отбор проектов нужно было сделать максимально публичным, тогда все смогут сравнить и оценить значимость планов победителей.
Люди вошли во вкус, с каждым годом общественная значимость проектов повышалась, качество исполнения — тоже, число желающих принять на себя выполнение государственных услуг росло.
Когда мы начинали, суммарная поддержка проектов — победителей конкурса составляла четыре миллиона рублей. Когда я уходил в 2011 году, она достигла 50 миллионов рублей.
— Сегодня, уже со стороны оценивая изменения в самочувствии людей, что вы считаете наиболее важным?
— Грант на выполнение проекта давали, например, 150 тысяч рублей. А люди делали гораздо больше, чем предусмотрено проектом, потому что работа интересная и все стремятся помогать. Это важно для общественных нужд: детская площадка, обустройство остановок транспорта, смотры-конкурсы благоустройства сел…
Мультипликативный эффект, когда проект одной организации поддерживается окружающими в массовом порядке, люди готовы бескорыстно помогать своим трудом, — вот это, на мой взгляд, самое ценное, это основа зрелого гражданского общества. Программа его развития позволила привлекать и федеральные средства по системе «рубль на рубль», то есть пополам с регионом.
Наши общественники, например, издают прекрасные книги: живые свидетели истории своими воспоминаниями о лихолетье создали прекрасный ресурс для патриотического воспитания.
В 2004 году мы инициировали создание общественного совета «Социальное партнерство» — для реализации программы «Уникальный ресурс Сибири», целью которой являлось содействие профессиональной ориентации и трудоустройству студентов новосибирских вузов, повышение интереса в обществе к вопросам социальной ответственности бизнеса.
В 2005 году формировали новый на то время институт Общественной палаты Новосибирской области, который также за эти годы доказал свою эффективность как главная переговорная площадка для самых масштабных планов. Ротация состава палаты обеспечивает своеобразную школу, которую проходят активисты, чтобы потом стать организаторами деятельности по разным направлениям.
ДОСЬЕ
Владимир Иванович ПАНАРИН родился 5 апреля 1951 года в селе Петропавловка Краснозерского района Новосибирской области. В 1968 году окончил с серебряной медалью Петропавловскую среднюю школу. С 1968 по 1973 год учился в Новосибирском электротехническом институте связи, после его окончания проходил службу в рядах Советской армии. В 1975 году был избран секретарем комитета ВЛКСМ, в 1979-м стал заведующим учебной частью Новосибирского электротехникума связи. В 1979–1991 годах работал в партийных органах. С 1991 по 1998 год занимал должность заместителя директора по учебной работе Сибирского центра подготовки кадров. С 1998 по 2011 год являлся начальником управления общественных связей — общественной приемной главы администрации Новосибирской области, в 2005 году стал председателем комитета общественно-политических связей обладминистрации. С 2011 года по настоящее время — заместитель директора по повышению квалификации Института дополнительного профессионального образования Новосибирского аграрного университета.
Доктор философских наук, профессор, профессор ЮНЕСКО, академик РАЕН. Автор четырех монографий и более ста научных публикаций. Почетный работник высшего профессионального образования. Кавалер золотого почетного знака «Общественное признание». Награжден знаком отличия «За заслуги перед Новосибирской областью».
КОММЕНТАРИИ
Владимир Иванович ПАРШИКОВ, директор Института дополнительного профессионального образования Новосибирского аграрного университета:
— С Владимиром Ивановичем Панариным мы знакомы более 30 лет, из них десять лет он работает в нашем институте. Поэтому я не могу назвать его просто коллегой, он мое второе «я», могу на него положиться во всем — он честный, скрупулезный, добросовестный, грамотный специалист.
Николай Григорьевич ГАРАЩУК, председатель совета общественной организации «Ассоциация землячеств Новосибирской области»:
— Владимир Иванович стоял у истоков создания Ассоциации землячеств. Многое было впервые, трудности формализации… Он многое помогал преодолеть и с тех пор эффективно работает вместе с нами.
Галина Борисовна ГРИДНЕВА, председатель Общественной палаты Новосибирской области:
— Мы с Владимиром Ивановичем занимались созданием Общественной палаты. Я уже тогда убедилась, насколько это профессионально подготовленный человек. До сих пор он остается одним из востребованных экспертов в институтах гражданского общества.
Наталья Александровна ПОЛИЩУК, заместитель председателя Новосибирского экспертного совета по взаимодействию с органами ТОС:
— ТОС — территориальное общественное самоуправление получило свое развитие в то время, когда людям в новых условиях требовались инструменты для решения различных проблем, в том числе и общегородских, а власть пришла к пониманию необходимости площадок для конструктивного диалога. Созданием условий для такого успешного партнерства с самого начала занимался Владимир Иванович.
Нинель Павловна ВОЛКОВА, почетный председатель Союза женщин Новосибирской области:
— В 90-е годы мы создавали наш Союз женщин. И тогда вместе планировали тактику работы, разрабатывали принципы организации, в их числе такой важнейший и новый для нас, как социальное партнерство с властью. Тогда были заложены основы работы, которая сегодня доказала свою эффективность.