Битва за леса: продолжение
В Новосибирской области необходимо провести инвентаризацию зеленых насаждений
Вопрос о сохранении лесов на землях сельскохозяйственного назначения был поднят на личном приеме председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрея Шимкива.
По мнению спикера регионального парламента, сегодня необходимо возобновить деятельность рабочей группы при областном министерстве природных ресурсов и экологии, включив в нее специалистов министерства, депутатов и экологов.
Несмотря на мощную индустриальную нагрузку, вокруг Новосибирска до сих пор сохранились удивительно красивые, можно сказать, заповедные места. На севере это чудесный сосновый бор с черникой и белыми грибами, где даже водятся медведи, на юге — красивейшие леса по берегам Обского моря.
Белая тайга Издревой
Но, пожалуй, самые живописные уголки расположены на востоке от мегаполиса, где равнинная местность сменяется холмами, покрытыми березовым лесом. Белая тайга — так называли эти края местные жители. До сих пор здесь, в двадцати километрах от города, можно увидеть краснокнижные растения, редких зверей и птиц. В начале лета белая тайга полыхает цветками огонька (купальницы), а в июле полна земляники, полевой клубники и дикой малины. Грибники даже в самый худой год не уходят отсюда с пустыми корзинами.
Вопрос о сохранении этих заповедных мест на личном приеме у Андрея Шимкива подняла известный новосибирский эколог Юлия Колеватова, которая много лет борется за сохранение чистоты реки Издревой и прилегающих территорий. Напомним, что на последней сессии Законодательного собрания были приняты изменения в региональный закон об особо охраняемых природных территориях. Документ дополнили новой категорией особо охраняемых территорий — «природные парки». Это участки земли с лесными насаждениями, в том числе расположенные в населенных пунктах, которые имеют особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое либо оздоровительное значение. Законопроект устанавливает, что такие территории, на которых может быть ограничена хозяйственная деятельность, создаются решением правительства Новосибирской области. А 1 марта на заседании облправительства принято постановление, которое определило порядок рассмотрения предложений о создании лесных парков в регионе.
Где материалы лесоустройства?
— Закон, принятый на последней сессии Законодательного собрания, о расширении видов особо охраняемых природных территорий регионального значения весьма актуален. Леса, находящиеся вокруг города, достойны того, чтобы оказаться под охраной, пускай не в лесном фонде, а в «зеленом поясе», — подчеркнула Юлия Колеватова. — В свое время было выпущено постановление о передаче лесхозпредприятиям территорий, покрытых лесом. Во всех районах леса ушли в лесной фонд, а в Новосибирском — зависли. В Запсиблеспроекте мы пытались найти хоть какие-то данные по материалам лесоустройства. Их нет, они пропали. И почему это случилось, можно только догадываться.
По мнению Юлии Колеватовой, сегодня необходимо разобраться с бесконтрольной вырубкой коренных лесов, представляющих ценные экосистемы, но произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения в Новосибирском районе Новосибирской области. Как утверждает эколог, по местному постановлению 2001 года эти лесные территории были переданы сельскохозяйственным организациям, хотя Новосибирское управление сельскими лесами обращалось в администрацию области с просьбой организовать сельский лесхоз. Однако такая структура не была создана. В 2002 году в Лесной кодекс были внесены изменения, согласно которым все леса, находящиеся во владении сельхозорганизаций, следовало передать субъектам РФ. Но и этого не произошло, поскольку не были найдены материалы лесоустройства. По сей день прекрасные леса вокруг города ежегодно вырубаются.
Дело не только в вырубках
На это можно возразить, что поля тоже нужны, иначе где хозяйства будут выращивать зерновые и другие культуры? Но дело в том, что во многих местах из-за рельефа местности (крутые холмы и глубокие овраги) никакой сельскохозяйственной деятельностью заниматься попросту невозможно. В лучшем случае там можно пасти скот, да и то это лучше делать на лугах, а не в лесу. Собственно говоря, белая тайга потому и сохранилась с царских времен, что очень уж тяжело, практически невозможно было при том уровне техники вывозить заготовленную древесину из этих мест. Теперь такой проблемы нет, но это, безусловно, не повод рубить красивейшие березовые леса.
— И дело не только в росте незаконных вырубок. Как пример могу привести новый генплан Раздольненского сельсовета, где часть лесных территорий была переведена в промышленную зону, а значит, произрастающие здесь леса оказались открыты для вырубки, — отметила Юлия Колеватова. — Или другой пример — село Жеребцово. Там рядом с землями лесного фонда расположен участок земель сельскохозяйственного назначения площадью шесть гектаров. Там растет точно такой же лес. Участок попадает в частные руки, и лес вырубается. Сейчас сразу при въезде в Жеребцово видно — плешь на горе белеет. Люди возмущены, делают запросы в разные инстанции. У нас целая подборка ответов. И везде ответ один: все делается в рамках закона.
На личном приеме у Андрея Шимкива присутствовал глава Новосибирского района Андрей Михайлов. В прошлом году он по собственной инициативе принял самое активное участие в деятельности рабочей группы, готовившей закон о лесных парках, о котором шла речь выше.
Сначала ревизия, потом решения
— Мы полностью поддерживаем позицию Законодательного собрания и правительства Новосибирской области по сохранению лесов, — сказал глава Новосибирского района. — Поэтому первые пришли на рабочую группу в Заксобрании и сказали: те леса, которые есть, надо включить в особо охраняемую территорию. Можно сказать, что в этом вопросе у нас полнейшее понимание. За земли, которые находятся в неразграниченной собственности и муниципальной собственности, можно быть более-менее спокойным, здесь мы положение дел контролируем.
Конечно, с частными территориями ситуация иная. Администрация района просто не имеет полномочий контролировать, что делает хозяин на своей земле.
Выслушав все аргументы, председатель Законодательного собрания резонно возразил, что сохранить каждое дерево невозможно. Да по большому счету это и не нужно.
— Точно так же невозможно запретить вырубку на дрова для населения или передать частные леса в Лесной фонд. Надо сначала провести ревизию лесов, а уже потом решать, какие меры для их сохранения могут быть приняты, — резюмировал Андрей Шимкив. — Значит, надо возобновить деятельность рабочей группы, которая была в свое время создана при министерстве природных ресурсов и экологии. В минприроды по лесам много материалов, и я уверен, что мы найдем большую часть из них. Первое, что нужно сделать, — провести инвентаризацию лесов. Понятно, что близ Новосибирска есть земельные участки разных форм собственности, в том числе некоторые леса находятся на частной земле, некоторые — в фонде перераспределения, некоторые — на территории поселений. Нужно сначала разобраться с этим вопросом, а потом уже будет понятно, куда двигаться дальше. Я бы рекомендовал включить в рабочую группу заместителя председателя комитета Законодательного собрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Дениса Субботина и эколога Юлию Колеватову. Думаю, что реальный срок возобновления деятельности рабочей группы — конец марта или начало апреля.