USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Для братьев наших меньших

Инна ВОЛОШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Регион готов вступить в пилотный проект по строительству приютов для животных

Одной из важных тем для обсуждения на заседании аграрного комитета Законодательного собрания стало положение безнадзорных животных. Парламентарии сошлись на том, что надо гораздо больше ответственности возлагать на хозяев, а значит, действующий закон нуждается в существенной доработке.

Заместитель начальника Управления ветеринарии Новосибирской области Владимир Гоппе доложил членам аграрного комитета о том, что в прошлом году было сделано в отношении безнадзорных животных. По его словам, в 2020 году органам местного самоуправления выдавали субвенции на эти цели, общая сумма финансирования составила 20 миллионов рублей.

Полечили — отпустили

— 33 из 35 муниципальных образований заключили контракты на проведение мероприятий в отношении безнадзорных животных. Имеются в виду их отлов, транспортировка в приют, осмотр, при необходимости — лечение, стерилизация и чипирование, а также вакцинация от бешенства, — рассказал Владимир Гоппе. — Не заключили контракты мэрия Новосибирска, где проблемами бездомных животных занимается городской центр, и администрация Убинского района. Всего за прошлый год в регионе было отловлено 1 607 собак и кошек.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

По словам замначальника областного ветеринарного управления, во время проведения мероприятий выявилась масса проблем. Во-первых, в регионе остро не хватает приютов. Сегодня их в области десять — два муниципальных и восемь частных. Этого, конечно, мало, особенно если учесть, что закон запрещает эвтаназию даже в отношении агрессивных особей, а значит, они должны жить в приютах до своей естественной смерти. Поэтому сегодня большинство отловленных животных после стерилизации отпускают. То есть, иными словами, все возвращается на круги своя: стаи одичавших собак по-прежнему бродят по свалкам и пустырям, а государственные деньги уже потрачены.

Приют за 25 миллионов

Во-вторых, закон сегодня обязывает власти искать владельцев отловленных животных. Но как это сделать, если бобиков и мурок практически никто не регистрирует? В  законе просто нет инструментов, которые могли бы заставить хозяев легализировать своих питомцев. Заключить муниципальный контракт на отлов и другие мероприятия тоже очень трудно — никто не хочет этим заниматься, так как отсутствует коммерческий интерес. И наконец, в законе отсутствуют нормы количества животных, содержащихся в жилых помещениях, равно как и меры в отношении владельцев, которые преступают пределы разумного. То есть в теории каждый может завести в своей малогабаритной квартире хоть сотню кошек или собак, и ничего ему за это не будет.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Мы полагаем, что в нынешнем году нужно изменить сам принцип предоставления субвенций на проведение мероприятий в отношении безнадзорных животных. Если раньше всем давали поровну, то теперь преимущества должны иметь муниципальные образования, где больше городского населения, — заявил Владимир Гоппе. — Кроме того, необходима федеральная программа по строительству приютов. Сегодня к ним очень жесткие требования, и, чтобы их все соблюсти, на один приют надо потратить не менее 25 миллионов рублей. Новосибирская область готова отработать пилотный проект по строительству приютов, если такая федеральная программа будет принята. Но для этого необходима законодательная инициатива.

Дрессировать надо владельцев

Депутат Анатолий Жуков обратил внимание на то, что ответственность за братьев наших меньших нужно в большей степени возлагать не на государство, а на их владельцев, как это делается во всех цивилизованных странах, где даже кота завести ой как непросто, требуется масса разрешений.

— Когда встает вопрос о строительстве приютов, особенно за много миллионов, в сознание невольно закрадывается мысль, что на животных мы тратим чуть ли не больше, чем на людей, — отметил парламентарий. — А между тем на селе каждый знает, чья собака бегает по улице. Необходимы чипирование, причем массовое, и регистрация. Пока владельцы не будут осознавать свою ответственность, бесполезно что-либо делать.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Депутат Роман Яковлев согласился с тем, что строительство приютов сегодня просто необходимо, особенно в Новосибирске. По его словам, в мегаполисе стаи бездом­ных собак спокойно разгуливают не только на свалках, в промзонах и частном секторе, но даже и в кварталах многоквартирных домов, порой создавая опасность для окружающих.

— Действительно, говоря о проблемах безнадзорных животных, надо начинать с их владельцев, — согласился председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Александр Терепа. — Причем регистрация животных должна быть от момента рождения и до смерти. Родилось животное — надо зарегистрировать, умерло — тоже. Только тогда люди будут понимать, что завести собаку — это непросто. А пока надо строить приюты, отлавливать и стерилизовать безнадзорных животных. Тогда их количество со временем уменьшится.

От слов к делу

Член аграрного комитета Александр Калиниченко обратил внимание собравшихся на то, что безнадзорные животные могут быть опасны для окружающих — в первую очередь как разносчики различных тяжелых заболеваний, например бешенства. Действительно, количество укушенных граждан, как взрослых, так и детей, со временем не снижается, а только растет. И всем им ставят прививки от бешенства, тоже, кстати, за счет бюджета.

Итог дискуссии подвел вице-спикер Законодательного собрания Валерий Ильенко. По его словам, меры по отношению к безнадзорным животным надо принимать, причем немедленно.

— Чтобы у нас не сложилась ситуация, как в Забайкалье, где в отдельных районах уже чрезвычайное положение объявили из-за стай бродячих собак. Сразу у них и деньги нашлись, чтобы решить эту проблему, — подчеркнул Валерий Ильенко. — Мы не можем такого допустить. А это значит, что надо готовить конкретные предложения по федеральной программе и предлагать Новосибирскую область в качестве пилотного региона, чтобы сегодняшнее обсуждение не осталось просто словами.