Оптимальный инвестор: государство или частник?
Список социальных объектов для концессий перед вынесением вопроса на сессию Заксобрания рассмотрел бюджетный комитет парламента
Возможно, скоро у нас появятся новые стадионы, в частности региональный центр сноуборда, а также полигоны для мусора и даже — это ключевое! — такой нужный онкоцентр. Зависит ли появление на карте мегаполиса и области этих объектов от наличия или отсутствия заинтересованного инвестора?
На заседании комитета Заксобрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности депутаты снова обсудили список объектов, в отношении которых в регионе планируется заключить концессионные соглашения. Об этом перечне «Советская Сибирь» сообщала в № 3 от 20 января 2021 года.
Документ озвучил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. По его словам, в дополненном списке — восемь спорткомплексов (в их числе региональный центр сноуборда на улице Немировича-Данченко) и несколько ледовых арен в Новосибирске и Черепаново. Также в него входят семь полигонов для размещения твердых коммунальных отходов в районах Новосибирской области и пансионат для пожилых людей в Новосибирском районе.
— Еще раз хотел бы отметить, что этот перечень является неким посылом от отраслевых органов власти к инвесторам — перечень направлений и идей, по которым мы готовы рассмотреть их предложения, — уточнил министр.
Заместитель председателя бюджетного комитета Ирина Диденко поинтересовалась, ищут ли инвестора для регионального онкоцентра.
— Нам поступил перечень объектов, потом он был изменен и дополнен онкоцентром, — сказала она. — Это хорошее инициативное предложение от минздрава, здесь хочется пояснений. Мы слышали обсуждение этой инициативы — сколько будет мест, 350 или 600. Мне кажется, это важно для жителей нашего региона.
Как пояснил заместитель министра здравоохранения Александр Колупаев, на сегодняшний день планируется онкоцентр более чем на 600 мест.
— Сейчас идет процесс согласования с федеральным онкологическим центром количества мест и структуры коечного фонда. И мы выходим уже на финишную прямую по поводу медицинских характеристик. Планируется ориентировочно в течение этого месяца выйти на итоговое понимание наших потребностей, — сказал замминистра.
Депутат Заксобрания Глеб Поповцев предложил провести круглый стол, на котором представители областных министерств расскажут депутатам, как реализуются уже работающие инвестиционные проекты. Министр экономического развития принял это предложение.
Кроме того, парламентарии рекомендовали вынести предложенный перечень на обсуждение сессии Заксобрания, а документ должен быть утвержден правительством Новосибирской области до 1 февраля 2021 года.
— Что касается значимости этого перечня. С одной стороны, этот документ является декларативным, и обязательств заключения соглашений, если объект попал в этот перечень, нет, — уточнила Ирина Диденко. — Но ряд объектов — там, где полномочия областных исполнительных органов власти должны быть реализованы, конечно, если не будут найдены инвесторы и с ними не будут заключены определенные соглашения, — может быть реализован за счет бюджетных средств. Поэтому я сегодня и задала вопрос по поводу онкоцентра. Считаю, что из того списка, который мы сегодня видели, этот объект является наиболее значимым для жителей нашего региона — по понятным причинам. И я знаю, что министерство здравоохранения Новосибирской области активно обсуждает параметры, количество койко-мест и то, как этот проект будет реализован, на одной площадке или на разных. Решения эти будут приниматься с учетом наилучшей эффективности для реализации этого проекта — чтобы тот объем услуг, который будут получать жители нашего региона и, возможно, других, был наиболее правильно реализован.
По мнению Ирины Диденко, для жителей региона на самом деле не имеет значения, каким именно образом — за счет бюджетных средств, в рамках государственно-частного партнерства или в результате концессионного соглашения — будет реализован этот проект.
— Перед тем как заключить соответствующее концессионное соглашение, министерство экономического развития обязано предложить альтернативный метод, а этим методом может быть как раз бюджетное финансирование, с целью поиска наиболее эффективного расходования бюджетных средств. То есть для жителей, которые будут обращаться в подобные учреждения, не имеет значения, по какому пути пойдет реализация, — сказала зампредседателя бюджетного комитета.
И с ней трудно не согласиться.
Нам, рядовым гражданам, важно, чтобы объект появился как можно скорее. И чтобы его создание не повлекло излишнюю нагрузку, но и не превратилось в долгострой, зависимый от состояния регионального «кошелька». У Новосибирской области может не быть в полном объеме собственных средств на реализацию проекта. Печально известная история с затянувшимся строительством перинатального центра (счастливо завершившаяся в конце прошлого года) дает основания для таких сомнений. И эта же история, кстати, подсказывает решение: войти в отраслевой нацпроект. Тема еще обсуждается. Мы намерены следить за развитием событий.