USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Народные ремёсла выходят из тени, становясь модными

Эльвира НОВИКОВА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

В регионе стартовал XVI Международный Сибирский фестиваль керамики

В минувшую пятницу в Новосибирске открылась выставка керамики. Здесь представлено более тысячи работ мастеров из разных уголков нашей большой страны — от Москвы до Владивостока.

Фестиваль керамики стал традицией. И значительным событием в культурной жизни не только Новосибирска, но и всей Западной Сибири. Он проводится некоммерческим фондом «Центр народной ремесленной культуры» при поддержке министерства культуры региона в Новосибирском государственном художественном музее.

Будущее — за креативной индустрией

За несколько дней до выставки, центрального события фестиваля, в регионе прошли круглые столы, творческие встречи, шоу, мастер-классы. Дело в том, что сейчас заниматься керамикой становится модным и среди взрослых, и среди детей. Поэтому ежегодно в дни фестиваля проходят также детские выставки. Этот год не стал исключением.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

12 декабря в лицее № 22 «Надежда Сибири» областного центра провели конкурс на лучшую объемную композицию по мотивам сказок Ганса Христиана Андерсена, 215-летие со дня рождения которого отметили в этом году. В творческом состязании приняли участие более 80 школьников, показав свое видение всем известных историй. Детской фантазии было где разгуляться. После конкурса его участников ждала развлекательная программа «Праздник юного керамиста». В перерывах жюри вручало дипломы и подарки победителям. Ребята признались, что такой праздник им по душе.

— Хотя до Нового года еще далеко, но кажется, что это начало празднования, — сказала Наташа Попова. — Это поднимает настро­ение!

А в минувшую пятницу, 18 декабря, состоялось открытие выставки XVI Международного Сибирского фестиваля керамики в художественном музее. Церемония собрала немало участников и гостей. Заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов поздравил всех с этим событием.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Сейчас на всех крупных мероприятиях стало принято говорить, что 2020-й — сложный год, — сказал он. — Но я ловлю себя на мысли, что конец года искупает все. Начиная с ноября у нас прошло много интересных мероприятий, которые были проведены с соблюдением всех рекомендаций Роспотребнадзора. И это очень хорошо. Хотя становится больно, когда мы сравниваем, что планировалось и что удалось провести. Специалисты наших учреждений многие мероприятия стараются провести в онлайн, но все мы понимаем, что это не то. Ведь нет возможности пообщаться лично, показать творчество. Каким бы ни был год, он заканчивается. Пусть наступающий принесет облегчение, пандемия отступит. Желаю здоровья! На следующий год мы запланировали много культурных событий, которые, очень надеюсь, все-таки про­ведем.

Замминистра поблагодарил художественный музей и Центр народной ремесленной культуры за великолепную организацию выставки. И отметил, что традиционные промыслы и ремесла до определенного времени не пользовались таким же массовым вниманием, как театр и музыка, но сейчас ситуация заметно меняется в лучшую сторону.

— Появилось новое явление — креативная индустрия, — отметил Григорий Милогулов. — Правда, пока до конца непонятно, по какому направлению она будет развиваться. Но уже ясно, что одним из краеугольных камней станут народные, традиционные промыслы и ремесла. На стыке искусства и ремесел рождается новый вид нашего будущего.

Агитфарфор и классика

На фестивале керамики представлены новые работы или созданные ранее, которые здесь еще не демонстрировались. Специальная тема выставочных и конкурсных работ в 2020 году — «Автопортрет». И еще одно новое обстоятельство: экспозиция размещена не на первом, а на втором этаже. Заместитель директора художественного музея Юрий Яшкин по этому поводу заметил:

— Это героизм — поднимать тяжелую керамику на большую высоту. Но все у нас получилось!

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Итак, в залах НГХМ можно увидеть лучшие работы участников практикума-конкурса по надглазурной росписи фарфора «Агит-НОВО», состоявшегося 17 декабря (руководитель проекта — Валерий Кузнецов, Новосибирск). С ними соседствуют экспонаты из фондов художественного музея — графика и керамические изделия, объединенные темой «Терракотовые вариации».

Также фестиваль дал возможность воплотить интересные кураторские проекты. «Агитфарфор XXI века» (руководитель — Елена Краснова, Красноярск) посвящен 100-летию агитационного фарфора в России. Над проектом «Время собирать» (руководитель — Юрий Неупокоев) работали керамисты из Москвы, Чебоксар, Томска, Красноярска.

Тема «Поверхности» привлекла художников из Москвы и Московской области. Руководитель этого проекта керамист-дизайнер Татьяна Пунанс сообщила, что ни минуты не сомневалась, надо ли отправлять работы в Новосибирск.

— Как только мы получили приглашение, сразу решили, что обязательно будем участвовать, — рассказала Татьяна. — Нашему проекту уже шесть лет. Мы сюда отправили работы наших лучших авторов. Это керамика стен и плоскостей, глиняная бумага, на которой художники рисуют, лепят, фактурят. Проект набирает популярность. Буду рада, если и новосибирские художники к нему присоединятся!

Загадка творчества

И вот мы поднимаемся на второй этаж музея. С первых шагов замираем в восхищении. Здесь есть автопортреты и изображения мадонн на тарелках. Городские пейзажи и этнические узоры. Фантастические деревья, цветы, кораллы и доисторические отпечатки на поверхностях неровной формы. Диковинные яркие птицы и вполне себе земные жирафы, бегемоты, кабаны. А еще бархат ночного неба, зовущая зелень джунглей, много­обещающие виды океана... Все работы выполнены в столь разно­образной технике, что хочется прикоснуться к их поверхностям, чтобы разгадать загадку, которая всегда скрывается в творчестве.

Специалисты отмечают, что участники фестиваля показали широкую палитру возможностей керамики, высокий художественный уровень, разнообразие стилей и традиций.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Руководитель некоммерческого фонда «Центр народной ремесленной культуры» Юрий Неупокоев, похоже, тоже остался доволен.

— В этом году керамическая выставка получилась даже более масштабной, чем в 2019-м, — отметил он. — Площади гораздо большие занимает, а участников примерно столько же. Хотя, конечно, опасения из-за пандемии были, но все у нас получилось. Да, были сложности из-за того, что первый этаж оказался уже занят другим проектом. Но у русских, видимо, такая традиция — чем хуже условия, тем мы крепче объединяемся и лучше выполняем задачи. Думаю, что посетители, которые придут на выставку, не будут разочарованы.

Гости ходят по залам, любуясь работами мастеров, даже не подозревая, сколько сил было вложено в организацию выставки. Многие массовые мероприятия в Новосибирской области были перенесены на осень. А в октябре ситуация с коронавирусом обострилась, так что никто не знал, что будет завтра. Хорошо, что спад пандемии позволил возобновить работу культурных учреждений — разумеется, с соблюдением всех санитарных мер безопасности. Быстро организовать выставку удалось благодаря специфике творчества: авторы трудились над произведениями дома, в своих мастерских. Самоизоляция для них — нормальное состояние.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Юрий Неупокоев сообщил, что выставка керамики в Новосибирске продлится до конца января. А позже, в «лучшие времена», он пообещал провести много семинаров.

Чудесный микс искусства и ремесла

Для художников фестиваль — это еще и редкая возможность встретиться с коллегами и показать специалистам и зрителям свои работы. Это живое творческое общение талантливых людей разного возраста и профессионального статуса. Поэтому неудивительно, что новосибирский фестиваль ежегодно расширяет свои границы и открывает новые имена.

Старший научный сотрудник выставочного отдела Новосибирского художественного музея Надежда Мельникова тоже отметила разнообразие форм.

— Одни работы выполнены в этнической форме, другие — в декоративной. Некоторые студенты в китч бросаются. Это направление, как правило, выбирают еще незрелые авторы. А мастера высокого класса такого себе не позволяют. Появилась и новая тема автопортретов — лица в масках.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Григорий Милогулов поделился своими впечатлениями после того, как обошел все залы выставки. Он отметил, что мастерство многих участников на высоте.

— Один из маркеров того, что здесь происходит, — огромное желание подойти и рассмотреть вблизи, сфотографировать, вычленить то, что особенно нравится, — сказал заместитель министра культуры Новосибирской области. — После того как я сфотографировал много работ, вдруг понял, что на самом деле хочется постоять подольше почти у каждой второй. Много лет народные промыслы оставались в тени, и вот наконец сейчас все меняется. Традиции этого творчества не только живы, сегодня многие молодые люди интересуются этим направлением. И в результате микса творчества и ремесла создаются прекрасные вещи, которые украшают нашу жизнь.

По словам замминистра, есть большая вероятность, что через несколько лет креативная индустрия окрепнет, наберет обороты и станет направлением в малом бизнесе, а значит, будет вносить определенный вклад в экономику региона, а возможно, и страны.

КОММЕНТАРИИ
Елена ПРОШКО, Нижний Тагил:
— В новосибирском фестивале я участвую впервые. Мои коллеги здесь бывали много раз, я собиралась, но как-то не удавалось это сделать. Привезла на выставку несколько работ ручной лепки, в которых используются молочение керамики и глазурь. С ними вышла на конкурс.
Рада, что приехала, потому что огромное удовольствие получила от того, что представилась возможность познакомиться с работами других мастеров. Помогала сотрудникам музея с расстановкой работ, и таким образом даже удалось некоторые потрогать. Побывать в кухне ремесла и увидеть, как рождается новое, нечасто удается, а здесь можно. Новосибирская школа отличается интересными авторами, разно­образием подходов к плоскостям и фактурам. Красноярская школа тоже представила много великолепных работ.
Газете «Советская Сибирь» хочу пожелать, чтобы в наступающем году все сложилось удачно, все проблемы отступили на дальний план.

Анна ОСТАПЧЕНКО, преподаватель Маслянинской детской школы искусств:
— Мы привезли небольшую экспозицию. Благодаря финансированию регионального министерства культуры нам удалось купить хорошую печь, профессиональные материалы — глазурь и другие. Сейчас в классе керамики занимаются 38 школьников от девяти до 16 лет. Много малышей тоже хотят присоединиться, но пока нет такой возможности. Мы работаем по предпрофильной программе: школьники учатся азам несколько лет и потом могут поступать в вузы, чтобы получить профессию, связанную с керамикой.
В новом году всем читателям и редакции газеты «Советская Сибирь» желаю крепкого здоровья, стабильности. Мы медленно, но, я верю, идем в хорошем направлении. Все хорошо! С Новым годом!

Галина БЕЛОВА, Екатеринбург:
— Мы приехали вместе с коллегой, привезли свои работы для участия в разных конкурсах, в выставке. Я рисую на белых тарелочках кузнецовского фаянса. Им больше ста лет. Интересно было посмотреть на проекты мастеров из других регионов. Отметила для себя работы из Красноярска. Понравились многие изделия ручной лепки, выполненные в разно­образных техниках. Самое ценное — это общение, обмен опытом с коллегами, возможность сходить в мастерскую к местным художникам, поучаствовать в мастер-классах.

Анна ТРЕТЬЯКОВА, Челябинск:
— Заниматься керамикой я стала случайно, и это творчество меня затянуло. Хотя до этого я успела окончить три курса режиссерского отделения Челябинского института культуры. Но попробовала заниматься керамикой и поняла, что это мое. Увлечение оказалось настолько серьезным, что я перевелась на факультет декоративно-прикладного творчества. На выставке мои кувшины гончарной работы, традиционной русской формы. Но сейчас мне уже хочется делать декоративные вещи.
Читателям газеты «Советская Сибирь» предлагаю попробовать сесть за гончарный круг и что-то сделать. Возможно, для кого-то это станет делом всей жизни. Керамика — вечный материал, ведь археологи находят древние изделия из нее, по ним можно изучать культуру. Это невероятно.