USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Сложил в ведро газеты

Алексей СТАРКОВ, с. Бергуль, Северный район
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Когда 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, в нашем селе Бергуль отцы и их старшие сыновья ушли на фронт. Остались женщины-матери с детьми, бабушки и дедушки. В деревне некому стало работать не только в поле, но и на почте: носить газеты, журналы и письма. Информацию людям о жизни страны неоткуда было брать. Радио не было. Подумали-подумали, и кто-то предложил обратиться за помощью к старикам. Всех перебрали — грамотных нет, но одного, кто мог читать и писать, нашли — это пчеловод Сысоев Максим Емельянович 1880 года рождения, верующий.

Пригласили, предложили ему носить почту людям по дворам. Он сразу согласился, так как его сыновья, Петр и Павел, воевали на фронте. Надел фуражку-форму, взял старое ведро, сложил в него газеты, журналы, письма и пошел по деревне. Уже шла война, и с фронта поступали письма-треугольники. Мы, босоногие мальчишки — дети войны, бежали за ним и помогали раздавать людям корреспонденцию. Нам очень нравилось это занятие — помогать дедушке, а он нам часто что-нибудь читал и рассказывал о войне. Говорил, что его сыновья Петр и Павел ушли на войну, и ничего о них пока не известно, живы они или нет. Но об этом рассказ отдельный.

Летом, когда было тепло, дедушка ходил босиком в простых домотканых штанах и такой же простой рубахе с пояском, а когда было холодно, он обувал свои самодельные бродни со шнурками возле колен. Был высокого роста, с красивой белой бородой, всегда подтянут, никогда не горбился, шел по улице быстро, помахивая своим ведром, полным газет и журналов.

Приходилось ему разносить почту часто, дважды за день, так как все в ведро не вмещалось. Тогда много выписывали: «Правду», «Советского воина», «Советскую Сибирь», районку, детскую литературу и многое другое.

Почтовое отделение работало каждый день, так как население было большое, дворов около 200. А после работы он нас, детей, приглашал домой и угощал своим медом.

Шла война. Земляки его встречали у ворот каждый день, толпой окружали со слезами на глазах, ждали письма, надеялись на хорошие новости с фронта. Он первый приносил нам и плохие, и хорошие вести. Читал последние фронтовые сводки информбюро из газет: какой город сдали, какой освободили. Особенно тяжело ему было вручать официальный заказной конверт с извещением о гибели мужа, сына старушке-матери. Я помню, как моя бабушка каждый раз падала в обморок, когда ей почтальон Максим Емельянович читал и вручал извещение о гибели сына, а их у нее погибло четверо.

Уважаемая редакция газеты «Советская Сибирь», высылаю вам копию похоронки на своего отца, которую вручил моим маме и бабушке Максим Емельянович. Хочу коротко еще сказать о нем. В начале прошлого века он со своей женой Капой и тремя детьми (две дочери и сын) приехали в Бергуль из Белоруссии. А в 1917 году у них родился второй сын Павел. Началась война, и сыновья ушли на фронт. Петр попал в плен в начале войны и пробыл в Германии до конца войны. Красная армия его освободила, и он еще на Эльбе встречался с американцами. Довелось там случайно встретиться с братом Павлом.

Фото предоставлено Алексеем СТАРКОВЫМ

Фото предоставлено Алексеем СТАРКОВЫМ

Закончилась война, и братья вернулись домой живыми с Победой. Павел до пенсии работал в школе учителем физкультуры, а Петр в колхозе. Мы, дети, спрашивали у почтальона: «Дедушка, долго ты будешь носить почту?» А он в шутку отвечал: «Лет десяток еще поношу». И носил до 1959 года. В Северном районе проживает его внук Сысоев Анатолий Павлович. Мы с ним и помогали разносить почту. Так как у нас нет хорошей фотографии Максима Емельяновича, то высылаю копию портрета, перерисованного простым карандашом со старого снимка. Этот портрет хранится в музее Дома детского творчества в Северном. Детям-школьникам рассказывают о дедушке-почтальоне и его сыновьях-фронтовиках.

Когда закончилась война, Максим Емельянович первым сообщил нам, землякам, о Великой Победе СССР над фашистской Германией. Тогда вся деревня ликовала, кричали: «Ура! Победа!» Земляки наши хотят даже поставить памятник дедушке-почтальону. Перефразируя строки известного стихотворения Александра Пушкина, хочу сказать:

Я памятник ему хочу поставить рукотворный.

К нему не зарастет народная тропа!

Пускай возвысится он над Бергулем народным,

И памятен он будет на века!