Маски не в моде
В показах международного конкурса «Сибирский кутюрье» поучаствуют 22 дизайнера
Хотя маски уже год как стали привычным элементом общественного дресс-кода, кутюрье не спешат включать их в свои коллекции.
О том, как в период пандемии будет проходить XXV Международный конкурс дизайнеров «Сибирский кутюрье», рассказали 10 ноября в министерстве культуры Новосибирской области.
Серьезная дата
Конкурс «Сибирский кутюрье» проводится при поддержке министерства культуры Новосибирской области. При этом известен он далеко за пределами нашего региона. Чтобы это понять, достаточно посмотреть, сколько дизайнеров одежды, обуви и аксессуаров принимают в нем участие: среди них есть мастера из других регионов Сибири, а также из Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.
На финальном дефиле, которое состоится 14 ноября в концертном холле Государственного концертного зала имени А. М. Каца, свои коллекции в разных номинациях представят 22 дизайнера.
Об особенностях юбилейного конкурса — географии и количестве участников, членах жюри и тематике мероприятия — на пресс-конференции рассказали заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов, художественный руководитель «Сибирского кутюрье» Виктор Феоктистов и председатель правления Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз дизайнеров России» Олег Семенов.
— 25 конкурсов — это серьезная цифра для мира дизайна, — сказал, начиная пресс-конференцию, Григорий Милогулов. — И это говорит о серьезных достижениях, с одной стороны. Но с другой стороны, если мы посмотрим на средний возраст участников, то поймем, что это молодые дизайнеры. Это, наверное, самая главная гарантия того, что удастся избежать отрыва от нашей действительности. Сочетание традиций и новых сил, которые ежегодно вливаются в движение сибирских дизайнеров, очень важно.
Замминистра также отметил, что, несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку, в этом году на конкурс приедут из других стран.
— В этом году 22 участника. Очень большое представительство, из разных регионов и стран. Хочу отдельно поблагодарить Генеральное консульство Республики Узбекистан в Новосибирске за то, что в рамках этого фестиваля моды и дизайна будет отдельное выступление, посвященное культуре и традициям в одежде этой замечательной страны, — сказал Григорий Милогулов.
Он подчеркнул, что сейчас на повестке дня — стремительное развитие креативных индустрий и креативной экономики в целом.
— Безусловно, мода и дизайн — как раз та область искусства и культуры, которая одной из первых может полностью насладиться продуктами и перспективами этой новой тенденции креативных индустрий, — считает Григорий Милогулов. — Креативная индустрия отличается от креативного искусства тем, что в ней всегда должна четко прослеживаться «дорожная карта» — от идеи и ее воплощения в материальном мире до реализации в каждодневной жизни людей. И даже в формализованном вкладе в экономику.
Больше чем нефть
Как сообщил художественный руководитель «Сибирского кутюрье» Виктор Феоктистов, лауреат национальной премии «Российская Виктория», обладатель почетного знака «За развитие дизайна», член Союза дизайнеров России, на конкурс было подано около 200 заявок.
— Из такого большого количества пришлось выбрать 22 коллекции, — рассказал он. — Из-за пандемии приезжают дизайнеры в основном из Сибирского федерального округа. Но формат международного конкурса все равно сохраняется. Было отсмотрено около 350 манекенщиц и моделей, из них выбрали 37 человек, в том числе юношей. Вообще же в это мероприятие включилось много молодежи, средний возраст участников — 19–20 лет.
По словам Виктора Феоктистова, цель конкурса — показать разные школы дизайна.
— Мы не говорим о том, что приедет большое количество байеров, которые раскупят коллекции, и начнется их производство. Мы говорим о том, что мы создаем коллекции. И нужно показать, на каком материале мы должны работать. Показать уровень создания коллекций, — пояснил он. — Смысл конкурса в том, чтобы научить, показать, чтобы у молодых дизайнеров случилось дальнейшее развитие. Может быть, эта пандемия сыграет большую роль в развитии отечественной легкой промышленности. Потому что у нас есть прекрасные кадры, мастера. Но, к сожалению, нет отечественного оборудования и отечественных тканей. Важно развивать промышленность — она может дать гораздо больше, чем даже нефть.
Как отметил Олег Семенов, за эти годы конкурс «Сибирский кутюрье» стал практически визитной карточкой регионального отделения Союза дизайнеров России.
— И это мероприятие действительно знаковое. Что бы ни происходило в политике, экономике, Виктор Викторович Феоктистов более 20 лет является гарантом стабильности! — сказал он. — Это великое дело для молодежи. Ведь сегодня Союз дизайнеров — это большая, серьезная экспертная организация. В наших рядах много людей, которые обладают серьезными компетенциями, которые способны помогать, вдохновлять, направлять молодежь в нужное русло. А конкурс они могут использовать как трамплин, первую ступеньку к чему-то большему.
В этом году на подиумах «Сибирского кутюрье» будет много одежды прет-а-порте, а также сценические костюмы и коллекции в этническом стиле — в частности, работы дизайнеров из Узбекистана и Алтайского края. На финальном дефиле 22 участника покажут свои коллекции в разных номинациях. Конкурс направлен на поддержку и развитие инновационных разработок в области моделирования и представление разных школ дизайна одежды.
А вот масок на подиуме не будет. Кстати, отражается ли эпидемиологическая ситуация на дизайнерских решениях современных кутюрье?
— Слава богу, нет, — ответил Виктор Феоктистов. — Одежда носибельная, креативная, все направления присутствуют. Но мы не видим масок на лице. Принципиально, скорее всего, они не стали делать креативные всевозможные маски. Но я помню, что в 1998 году была представлена коллекция как раз с такими масками, которые мы сейчас носим. Тогда был грипп. И один из дизайнеров осенью сделал такой показ. И я подумал: «Надо же, как наперед работает мысль!»
КОММЕНТАРИЙ
Григорий МИЛОГУЛОВ, заместитель министра культуры Новосибирской области:
— Когда министерство культуры решает, поддерживать ли проект, оно оценивает социальные эффекты. В этом проекте сошлись два ключевых для нас момента. Во-первых, это профессиональный лифт, благодаря которому из массы идей некоторые могут взлететь. И во-вторых, формирование идентичности в мире моды и дизайна. Ведь мировой успех вряд ли возможен, если это будут просто копии великих достижений других мастеров.
ФАКТЫ
За все время проведения «Сибирского кутюрье» было отсмотрено более 2 900 коллекций, лучшие из них показали на финальных шоу в Новосибирске. Девять дизайнеров открыли авторские дома мод, трое вошли в десятку ведущих молодых дизайнеров России. Конкурс стал заметным событием в творческой жизни всего региона и содействует дальнейшему продвижению модельеров Сибири в мир большой моды.