USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Все краски ярмарки

Инна ВОЛОШИНА
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Покупатели могут приобрести продукцию напрямую у производителя

Напомним, что сегодня реализуется ведомственная целевая программа «Развитие торговли на территории Новосибирской области на 2020–2025 годы».

По словам заместителя начальника управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг — начальника отдела организации торговли и общественного питания регионального минпромторга Ларисы Петроченко, одним из основных мероприятий этой программы как раз и является проведение различных ярмарок и выставок. С  одной стороны, это поддержка для малого и среднего бизнеса, а с другой — жители области могут недорого приобрести местные товары.

Востребованный формат

— Ежегодно мы проводим зональные оптово-розничные ярмарки в различных районах области, — рассказала Лариса Петроченко. — В прошлом году, например, их было одиннадцать. Поскольку этот формат очень востребован как у производителей, так и у потребителей, в нынешнем году мы планировали пятнадцать таких зональных ярмарок, но помешала эпидемия коронавирусной инфекции. Так что в этом году ярмарки мы пока не организовывали, но, как только позволит эпидемиологическая обстановка, обязательно это сделаем.

Лариса Петроченко, начальник отдела организации торговли и общественного питания министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области

Лариса Петроченко, начальник отдела организации торговли и общественного питания министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области

Традиции проведения зональных ярмарок уже больше десяти лет. Как правило, на них представлены местные производители (примерно 80 процентов всех участников), а также предприятия торговли и сферы услуг. О том, насколько востребованы подобные мероприятия у малого и среднего бизнеса, говорит количество желающих принять в них участие. В среднем 120 заявок, но бывает и значительно больше. Так, например, ярмарки в Чанах и Краснозерском проходят в течение двух дней и собирают более 200 предприятий. Возможно, могло бы быть еще больше, но, к сожалению, территория, отведенная под эти цели, имеет ограниченную площадь и всех желающих вместить не в состоянии. Поскольку ярмарки зональные, в них принимают участие предприятия сразу из нескольких прилегающих районов.

И людей посмотреть, и себя показать

— Торговые места участникам наших зональных оптово-розничных ярмарок предоставляются бесплатно, — подчеркнула Лариса Петроченко. — Палатки, необходимое торговое оборудование, электричество, если, допустим, требуется подключить холодильник, охрана, другие расходы — все оплачивается из бюджета Новосибирской области. От участника требуется только приехать, привезти продавца и товар. Предприниматели, особенно те, кто работает в районах, очень ценят подобную меру поддержки. Для них это прекрасная возможность не только выгодно и быстро реализовать свой товар, но и пообщаться с коллегами из других районов, обменяться опытом, какими-то идеями, почерпнуть что-то новое для себя. Как говорится, и на людей посмотреть, и себя показать. Не раз бывало, что во время зональных ярмарок завязывались новые деловые связи, заключались договоры о намерениях. Есть примеры, когда подобные контакты привели к долгосрочному партнерству. Понятно, что каждый предприниматель ищет возможность расширить рынок сбыта, но у тех, кто работает в сельской местности, такие возможности ограниченны. Ярмарки призваны восполнить этот пробел.

Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Стоит отметить, что ярмарки очень востребованы не только у предпринимателей, но и у жителей тех мест, где их проводят. Администрации районов специально организуют транспорт для доставки людей из отдаленных сел и деревень, чтобы они тоже могли приобрести все, что им необходимо. Многие приезжают сами. Ассортимент очень широкий. Это молочная продукция, мясо, птица, колбасные изделия, рыба, овощи, фрукты, хлеб, сладости и многое другое. А также одежда, обувь, посуда, постельное белье, инструменты, товары для сада и огорода, мебель и так далее. Присутствуют и сезонные товары. Например, если ярмарка проходит весной или осенью, на ней непременно предлагают семена, саженцы и другой посадочный материал. Или, если ее проводят в конце лета, в июле — августе, то в ассортименте будут канцелярские товары, школьная форма, спортивные костюмы, детская обувь, учебники, рюкзаки. И,  что особенно важно, подавляющее большинство продукции произведено в Новосибирской области.

Желающих больше, чем мест

— И конечно же, не стоит забывать о том, что ярмарка — это не просто торговля. Мы всегда стараемся организовать на ней деловую и культурную программу. Например, проводим семинары и круглые столы для представителей малого и среднего бизнеса, на которых рассказываем о различных мерах поддержки предпринимательства, действующих на территории нашего региона, — подчеркнула Лариса Петроченко. — Обязательная составляющая ярмарок — различные конкурсы, например на лучший пирог или каравай, а также мастер-классы. Непременно выступают артисты, звучит музыка. Словом, стараемся организовать настоящий праздник.

Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Региональный минпромторг проводит ярмарки не только в районах области. Не стоит забывать и о социальных ярмарках в Новосибирске. Сегодня их три — две городские и одна областная, которая работает в Калининском районе, на улице Красных Зорь. Как и на зональных ярмарках, места тут предоставляют бесплатно. И если зональные ярмарки — универсальные, то в городе упор сделан на продукты питания. Обязательное условие для участников — цены должны быть на 15–20 процентов ниже, чем в среднем по области. И от желающих торговать здесь нет отбоя.

Но, к сожалению, количество мест ограничено: сегодня на социальной ярмарке на улице Красных Зорь предлагают свою продукцию 38 предприятий — производители продуктов питания из разных районов области. Сюда приходят и приезжают жители не только близлежащих жилмассивов, но и других районов Новосибирска, чтобы купить свежайшие продукты напрямую у производителей.

Путь к успеху

Многие новосибирские предприятия, которые сегодня динамично развиваются, в свое время начинали именно с участия в ярмарках, проводимых областным министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства. Одно из них — новосибирское ООО «Брайт». Сначала компания шила верхнюю женскую одежду — иначе говоря, демисезонные и зимние пальто. Со временем предприятие сменило направление деятельности и теперь предлагает одежду для новорожденных. Другой пример — ООО «Вкусмастер», его продукцию все знают как «криводановские колбасы», она пользуется популярностью даже у избалованных разнообразием жителей Новосибирска. Предприятие регулярно вывозит свои колбасы и мясные деликатесы на зональные ярмарки в районы, и, как правило, местные жители даже выстраиваются за ними в очередь.

— На самом деле таких примеров можно привести много. Стоит вспомнить хотя бы ООО «Виола-НСК», которое производит одежду для девочек, в том числе и для школы — юбки, брюки, сарафаны, рубашки, блузки, а также чулочно-носочные изделия, комбинезоны и многое другое. По мнению руководства компании, зональные ярмарки в районах — прекрасная возможность получить от потребителя обратную связь, выслушать все пожелания, увидеть своими глазами, какая именно продукция пользуется особым спросом и почему. Есть у нас и новички, которые тоже прекрасно себя зарекомендовали. Например, предприятие «МПК Посолье» из Ордынского района, которое производит колбасы и мясные деликатесы, — рассказала Лариса Петроченко. — Подобных историй успеха немало, что, конечно, не может не радовать. Всегда приятно видеть, как небольшая поначалу компания поднимается, растет, выходит на региональный, а то и на всероссийский уровень. Это говорит о том, что меры поддержки бизнеса, действующие у нас в регионе, действительно работают.

КОММЕНТАРИИ
Андрей ГОНЧАРОВ, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— «Новый сибирский продукт» — это заход в сети через власть, с помощью нашей поддержки, на выделенную под данный проект витрину. Попасть на нее можно через добровольную сертификацию, также соблюдая определенные правила, по которым работают торговые сети. Мы понимаем, что часть потребителей ориентирована на местный, фермерский продукт, за которым идет на рынок, к конкретным производителям. На этих же принципах строится идея «Нового сибирского продукта». Но это уже не прилавок на рынке, а уровень сервиса повыше.
Что касается покупки «местной свежей продукции» из-под полы, из багажника, то здесь не действуют никакие правила, нет никаких гарантий, никакой безопасности для потребителя. И покупатель должен хорошо понимать, что все риски, в том числе финансовые, он берет на себя.