Наказы бьют рекорды
Закон о наказах дает равенство приоритетов в развитии территорий
На заключительной сессии шестого созыва депутаты Законодательного собрания Новосибирской области подытожили исполнение наказов избирателей: за пять лет удалось реализовать проектов на рекордную сумму — 42 миллиарда рублей. Большинство пожеланий жителей региона касались жилищно-коммунального хозяйства, образования и дорожного строительства.
Об итогах реализации программы исполнения наказов избирателей на сессии рассказал министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников. По его словам, всего за время работы созыва было исполнено 3 120 наказов на общую сумму 42 миллиарда рублей, причем большая часть этих денег — 29 миллиардов — была выделена из областного бюджета. Кроме того, 2,8 миллиарда рублей на наказы потратили из местных бюджетов, 9,3 миллиарда — из федерального и еще 453 миллиона — из внебюджетных источников.
Капиталоемкое образование
— Большинство наказов избирателей относились к сфере ЖКХ, дорожного строительства и образования, последняя сфера оказалась и наиболее капиталоемкой, — отметил Лев Решетников. — Всего в сфере образования было реализовано 66 наказов на общую сумму 13,8 миллиарда рублей. Ключевыми объектами стали школы в Краснообске, Горном, Бердске, а также в новосибирском микрорайоне Родники. В минувшем году по наказам избирателей были сданы в эксплуатацию детские сады в городах Оби и Бердске, школа в Октябрьском районе Новосибирска, пристройка к школе в Искитимском районе, а также школа с биотехнологическим уклоном в Кольцово.
Министр экономического развития Лев Решетников, недавно утвержденный в должности, работавший заместителем своей предшественницы на посту министра, многие годы взаимодействует с депутатским корпусом по программе наказов. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Как рассказал министр экономического развития области, девять наказов касалось сферы здравоохранения. На их реализацию потребовалось 1,4 миллиарда рублей. Пример — строительство больницы в Дорогино, реконструкция Барабинской и Маслянинской центральных районных больниц, строительство фельдшерско-акушерских пунктов — всего их построили 46. Кроме того, было закуплено необходимое медицинское оборудование.
Более двух миллиардов затрачено на выполнение наказов избирателей в сфере физкультуры и спорта. Это, например, строительство Ледового дворца спорта в Куйбышеве и спорткомплекса в Тогучине, реконструкция стадиона в Чулыме, возведение гимнастического комплекса в Заельцовском районе Новосибирска.
Также благодаря наказам удалось полностью реконструировать дома культуры в Кыштовке, Барабинске, Карасуке.
Более чем в два раза
Немало было сделано в сфере дорожного строительства — 491 наказ избирателей касался именно этой области. Среди главных объектов — строительство северного проезда в Здвинске, возведение моста в Купинском районе, реконструкция трассы Купино — Карасук.
1,7 миллиарда рублей потратили на наказы избирателей в сфере ЖКХ и благоустройства: объекты в Линево, Багане, Красном Яре и Кольцово особенно запомнились своими яркими решениями. Кроме того, в прошлом году на ремонт и реконструкцию инженерных сетей в Северном, Болотном, Коченевском районах и городе Бердске было потрачено 151 миллион рублей.
Депутаты довольны и тем, сколько денег выделено на наказы, и объемом выполненных работ. Шестой созыв расходится удовлетворенным. Фото Алексея ТАНЮШИНА
— При сравнении программ наказов пятого и шестого созывов очевиден двойной рост количества объектов. В пятом созыве исполнено 1 835 наказов избирателей на 24,1 миллиарда рублей, в том числе 14,4 миллиарда рублей — средства областного бюджета, — отметил Лев Решетников.
По мнению председателя Законодательного собрания Новосибирской области Андрея Шимкива, все это удалось сделать благодаря принятому еще в пятом созыве закону о наказах.
— Он позволил каждому из нас и всем вместе уже в ходе предыдущей избирательной кампании создать практически адресный план социально-экономического развития области. План предстоящих перемен. Это пример реально работающего закона, — подчеркнул спикер. — Помимо достойного количества объектов, возведенных и введенных по этой программе, есть еще один очень важный фактор, который обеспечивается именно институтом наказов. И мы еще не в полной мере его оценили. Я говорю о равенстве экономических и социальных приоритетов в развитии территорий. Это очень важно для последовательного развития как отдельно взятого района, так и области в целом.
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— За пять лет изменился стиль и характер работы Законодательного собрания Новосибирской области. В первую очередь я говорю о качественных переменах в региональном законодательстве, которые, на мой взгляд, существенно влияют на социально-экономическое развитие региона. Я благодарю экспертное сообщество, они не просто шли навстречу инициативам и запросам областного парламента, но очень часто сами выступали авторами законопроектов, сторонниками, единомышленниками. Так было, например, с разработкой важнейшего для шестого созыва Законодательного собрания и для экономики области в целом закона об управлении государственной собственностью. Ведь ни пять, ни десять лет назад гласности и открытости в принятии решений по управлению собственностью региона не было.
Также хочу напомнить вопросы, которые в свое время вызвали широкий резонанс среди жителей области: существенные изменения финансовой модели концессионного соглашения по строительству мостового перехода через Обь, вариант строительства ледовой арены, расторгнутый договор аренды хвойных лесов Новосибирской области, управление технопарковыми проектами. Чтобы двигаться дальше, Законодательному собранию необходимо, чтобы не только бюджетный, но и все остальные комитеты активнее пользовались возможностями и ограничениями, предусмотренными этим законом. К примеру, и по земельным участкам, и по «недостроям» мы можем в полной мере использовать контрольные функции Законодательного собрания.
Также хочу отметить, что, по моему мнению, основой работы созыва можно с полным правом назвать и пакет из четырех законов, направленных на создание благоприятных условий для ведения бизнеса, на развитие области. Сегодня министерство экономического развития констатирует, что каждый рубль бюджетных вложений в инвестпроекты приносит уже около четырех рублей отдачи. И это не предел.
Владимир КАРПОВ, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области:
— За время работы шестого созыва депутаты Законодательного собрания проделали большую работу совместно с правительством Новосибирской области, мэрией Новосибирска и депутатами горсовета. Думаю, у нас сложился уникальный опыт взаимодействия между областной властью, как законодательной, так и исполнительной, и руководством главного муниципалитета, я имею в виду Новосибирск. Это дорогого стоит. К сожалению, мы знаем немало примеров, когда из-за конфликтов между региональными и муниципальными властями теряется самое главное — интересы жителей. У нас, к счастью, ничего подобного нет.
Но наш идеал — это чтобы наши избиратели реально участвовали в процессе управления регионом. И много их инициатив было реализовано, ведь наказы — это и есть тот механизм, который дает возможность это делать. Я обращаюсь с призывом к избирателям: сейчас разворачивается избирательная кампания, в ходе которой формируется перечень наказов на следующий созыв, поэтому не надо сидеть и ждать, а надо принимать в этом процессе самое активное участие. Но, говоря о том, что сделано, хотелось бы сказать также и о том, что сделать не удалось и над чем придется работать депутатам следующего созыва. Я имею в виду мораторий на рост тарифов ЖКХ и исключение из них налога на добавленную стоимость. Сегодня это стало бы существенной мерой социальной поддержки. И еще один момент: в Новосибирской области, к сожалению, остро стоит демографическая проблема. Депутатам следующего созыва также придется над этим работать.
Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ, председатель комиссии Законодательного собрания Новосибирской области по наказам избирателей:
— В шестом созыве было выполнено 63 процента общего числа наказов избирателей. Вроде бы показатель не очень хороший, но надо учитывать, что на реализацию этих проектов было потрачено 42 миллиарда рублей, а это огромные деньги. Мы высказали пожелание правительству Новосибирской области — хотелось бы, чтобы больше средств выделялось на здравоохранение. Хотелось бы, чтобы в регионе строили больше фельдшерско-акушерских пунктов, построили наконец семь поликлиник в Новосибирске. Думаю, все эти пожелания обязательно будут учтены. Сейчас, в процессе предвыборной кампании, будет формироваться новый перечень наказов. Кроме того, сегодня перед нами стоит задача произвести инвентаризацию наказов и те из них, которые по каким-то причинам не были исполнены в шестом созыве, зафиксировать в новой программе и передать их депутатам седьмого созыва. Приведу пример. Допустим, был наказ поставить остановочный павильон на сельской дороге, а за время работы созыва к поселению провели новую дорогу, так что этот наказ потерял актуальность.
Игорь УМЕРБАЕВ, депутат Законодательного собрания Новосибирской области:
— Считаю, для тех условий, в которых мы находились, программа исполнения наказов избирателей была реализована по максимуму. Потому что для исполнения любого наказа нужны деньги. У нас количество средств, выделенных на эти цели, в два раза больше, чем в прошлые созывы. С этой точки зрения я удовлетворен. Но с точки зрения конечных получателей, то есть жителей Новосибирской области, этого сказать нельзя. Очень многое еще не сделано. Например, у меня на округе два мощных проекта. Это, во-первых, дорога с твердым покрытием Татарск — Чистоозерное. Чистоозерное — это единственный райцентр Новосибирской области, до которого нет асфальтированной дороги. Во-вторых, это старое здание районной больницы. Экспертиза проведена, итоги неутешительные — по-хорошему, надо строить новое здание. Эти два проекта по объективным причинам реализовать не удалось. Но было исполнено много других наказов: приведены в порядок дороги между селами, сделано щебенение и многое другое. Это стало возможным благодаря нашей совместной работе с правительством региона, профильными министерствами, главами муниципальных районов. Все, что от них зависело, они делали, помогали как могли.