У бутлегеров каникул не бывает
Спиртное продают из-под полы, без лицензии и в неположенное время
Во время вынужденных каникул потребление алкоголя выросло. Тем более актуальным становится противодействие его нелегальной продаже, отметили депутаты Законодательного собрания Новосибирской области.
— С тех пор как объявили нерабочие дни, продажи у нас выросли в полтора раза, — рассказал Дмитрий, продавец магазина известного пивного бренда. — Наш товар востребован у покупателей. У нас была рекламная акция — за покупку давали подарок. Так вот, подарки закончились гораздо раньше, чем мы рассчитывали.
Бизнес, у которого нет проблем
Действительно, в пенном напитке никакого недостатка не ощущается, в магазине много сортов на любой вкус и кошелек. А вот с закуской хуже: в первую неделю вынужденных каникул ассортимент значительно поредел, нет многих позиций. По словам Дмитрия, часть контрагентов, многие из которых находятся в области, просто перестали поставлять товар. Но сейчас ситуация выправляется.
— Мы без работы не сидим что в будни, что в выходные, — говорит Ольга, продавец пивного отдела магазина формата «у дома». — С утра еще немного людей, но все равно тянутся, а после обеда народ стоит стеной. Как правило, мы всех своих клиентов в лицо знаем, а кого и по имени. Многие из них раньше только по выходным пиво брали, а теперь каждый день. Крепкий алкоголь тоже покупают, и не только по субботам, говорят: дезинфекция. Мы уже смеемся: вот, еще один за «дезинфекцией» пришел.
Правда, смешного мало. Точнее, совсем не смешно. И, по мнению экспертов, водка, коньяк, виски, джин, ром и прочее крепкое спиртное в качестве дезинфицирующего средства использовать бессмысленно — крепость не та. Нужен чистый спирт, а еще лучше — специальные дезинфицирующие растворы, ну хотя бы та же «Белизна», растворенная в воде.
Все в штатном режиме?
Выдачей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции в нашем регионе занимается управление лицензирования министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. По словам его руководителя Ирины Редько, работа идет в обычном режиме.
— Хочу отметить, что премьер-министр РФ Михаил Мишустин выпустил постановление, что все срочные лицензии, в том числе и на розничную продажу спиртного, срок действия которых истекает с 15 марта по конец 2020 года, должны быть автоматически продлены еще на один год. Так что мы теперь продлеваем лицензии, срок которых истекает в указанный период, а также обрабатываем новые запросы, которые поступили ранее, — рассказывает Ирина Редько. — С началом особого режима запросы на лицензии на розничную продажу алкоголя поступают как обычно и примерно в том же количестве, что и раньше. Что интересно, поступают они даже от предприятий общественного питания. Это по меньшей мере странно, особенно если учесть, что сейчас все рестораны, бары и кафе закрыты.
Кроме того, специалисты управления занимаются проверкой соблюдения правил розничной продажи алкоголя в торговых точках и заведениях общепита.
— Напомню, что плановые проверки нам отменили, мы имеем право проверять предприятия лишь по обращениям граждан, — говорит начальник управления лицензирования. — С начала года мы получили 12 таких обращений, но прокуратура согласовала только четыре проверки. В ходе их выявились стандартные нарушения. Например, торговля алкоголем без лицензии — иначе говоря, из-под полы.
Со временем продажи алкоголя тоже много непонятного. По закону она должна прекращаться ровно в 22:00. Но многие точки, где продают пиво, работают до двенадцати, до двух часов ночи, а то и вовсе круглосуточно. Почему так? Оказывается, согласно постановлению губернатора Новосибирской области, если предприятие позиционирует себя как общепит, то на него общие правила не действуют, оно может работать в режиме, который само себе устанавливает.
В реальности такое ночное «кафе» ничем не отличается от обычного магазина, ну разве что у прилавка может стоять табуретка. По закону подобные заведения имеют право торговать напитками в розлив. Иными словами, они должны наливать пиво в стакан или кружку, чтобы покупатель выпил его на месте. Но многие, если не все, торгуют по ночам навынос, а это уже нарушение законодательства. Кстати, и тут есть возможность обойти закон: если подать покупателю бутылку без крышки, то считается, что он употребит ее содержимое на месте, и продавец чист. Аки ангел.
Пока не до того, но...
Это речь шла о легальной продаже алкоголя, а ведь есть еще и нелегальная. На сессии Законодательного собрания Новосибирской области обсуждали этот вопрос.
Ни для кого не секрет, что в селах, районных центрах, да и в самом мегаполисе существует масса точек, где продают спирт, самогон, водку неизвестного происхождения, вовсе не утруждая себя приобретением каких-либо лицензий и разрешений. И что самое печальное, из-за пробела в законодательстве новоявленных бутлегеров можно привлечь лишь за незаконное предпринимательство. А чаще всего представители правоохранительных органов и вовсе ограничиваются профилактической беседой.
Председатель Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив на сессии высказал мнение, что проблему надо как следует проработать совместно с региональным министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства и внести изменения в областной закон.
— Я целиком и полностью поддерживаю своих коллег-депутатов. Нелегальной продажи алкоголя не должно быть. Спиртное должно продаваться в специализированных магазинах, которые соответствуют всем установленным нормам и требованиям, — подчеркнул председатель парламентского комитета по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Игорь Гришунин. — Но пока что мы еще не занимались детальной проработкой этого вопроса, есть более насущные проблемы, например адресная помощь людям, оказавшимся в тяжелой ситуации из-за угрозы развития эпидемии коронавируса. Обязательно вернемся к решению этого вопроса.
...запреты ни к чему хорошему не приведут
В сегодняшней ситуации порой приходится слышать мнение, что продажу спиртного следует серьезно ограничить, а то и вовсе запретить, чтобы вынужденно отдыхающие люди перестали пить, а занялись чем-нибудь полезным. Игорь Гришунин с такой точкой зрения не согласен.
— Я считаю, что если мы ограничим легальную торговлю, то тут же начнет бурно развиваться нелегальная. Кто призывает к подобным вещам, видимо, не учитывает этот момент, — заявил председатель социального комитета. — Тем более что мы все это уже проходили. Люди постарше помнят антиалкогольный закон 1985 года, и какого-то позитива я тогда не заметил. Наоборот, мы получили расцвет наркомании и токсикомании, рост употребления суррогатов, причем самых страшных. Например, люди пили тогда тормозную жидкость и попадали в больницу с тяжелейшими отравлениями. Я тогда был офицером правоохранительных органов и прекрасно все это помню, поскольку лично приходилось заниматься подобными делами. Запреты ни к чему хорошему не приводят. Надо не бороться такими мерами, а создать систему, прозрачную и понятную для всех, и раз и навсегда навести порядок в торговле алкоголем. Например, те же пивные магазины должны работать ровно до десяти, должны иметь отдельные входы и так далее, как гласит закон. А закрывать эти точки не следует, иначе мы получим что-то еще более страшное.