Стыдно, когда не видно
Вместе с цветочками по весне в галереях города распускаются галеристы: сразу две выставки в феврале и марте поразили новосибирцев в самое сердце. Или, если точнее, взяли горожан за самый нежный орган
Например, 14 февраля, в День всех влюбленных, единственная в мире выставка чучел спаривающихся диких животных под названием «Каждой твари по паре» открылась в Музее природы.
Посетителям пришлось наблюдать процесс соития ежей, лисиц, бобров, медведей и других обитателей лесов. Впрочем, хозяева выставки предупреждают: мол, детям до 12 лет на ней делать нечего. А вот после 12, как говорится, милости просим. Вдохновитель и организатор выставки питерец Павел Глазков — генетик, кандидат биологических наук и художник-таксидермист, специализируется на теме брачного поведения животных.
Кроме чучел животных, на выставке представлены предметы искусства со всего мира, также изображающие спаривающихся тварей, позы которых, впрочем, не отличаются разнообразием. Все это роскошество Павел собирал более 10 лет.
Не успели сибиряки отойти от одного пикантного зрелища, в город привезли еще одно, не менее пикантное, под названием «Любовь через искусство». За билетами на нее, говорят, выстраивались длинные очереди. Теперь инсталляция художников, на этот раз с честной пометкой 18+, со всей России рассказывала о любви во всех ее проявлениях и о том, что многие порой стыдятся сказать. Открытие состоялось 9 марта в лофт-парке «Подземка», первых посетителей встречали шампанским и предлагали войти на нее через художественное обозначение вагины — арт-объект «кисти» художницы Ануш, которая и является инициатором выставки. Интересно, что некоторые творцы этой выставки называют себя сексологами.
Мы же решили узнать у психологов: с чем может быть связано сейчас увеличение и увлечение выставками и спектаклями, в которых демонстрируются половые органы? Почему эту тему выбирает организатор представления, почему она пользуется популярностью у публики и, как следствие, хорошо продается?
КОММЕНТАРИИ
Игорь Лях, врач-психотерапевт
— По моему мнению, интерес к событиям такого рода в обществе всегда в определенной мере существуют. Люди хотят развлекаться, и те, кто организует подобные выставки, пользуются этим любопытством. Особенно в те моменты, когда в течение долгого времени происходит своего рода тревожная стагнация, связанная как с коронавирусом, так и с другими событиями в нашей социальной жизни. И выплеск этого напряжения — возможно, даже выплеск агрессии, реализуется в участии людей в подобного образа мероприятиях: пойти в какое-то подобное увеселительное заведение — в том числе, посмеяться. Или возмутиться, потом об этом рассказывать. Это нечто отличающееся от обыденно тревожного состояния. То есть организаторы выставок используют парадоксальные эффекты привлечения внимания, ориентированные прежде всего на подростковую часть аудитории.
Елена Мельникова, семейный психолог
— Ничего, кроме желания «словить хайп» на скандале, не приходит в голову. Прямой психоаналитической интерпретации не нахожу — кроме отсутствия механизмов торможения, связанных со стыдом. Это агрессивная провокация, вроде эксгибиционизма: «Ты не хочешь, чтобы я это сделал, а я делаю» — насилие в чистом виде, эдакое изнасилование против вашей воли. Пойти на такую выставку, как правило, могут вуайеристы: это люди, у которых есть желание подглядывать. В итоге — больной социум: агрессия в виде навязывания вида гениталий компенсируется удовольствием от подглядывания.